Оглавление


17. Вторая книга Маккавейская

Вторая книга Маккавейская не является продолжением Первой, а повествованием, частично параллельным 1 Макк. 1-7. 
Также как и Первая книга, она повествует о борьбе палестинских иудеев против язычества и притеснения Селевкидов, 
но при этом охватывает более краткий, 15-летний период времени (176-161 гг. до Р.Х.) В ней рассказывается о 
событиях маккавейского времени правления четырех сирийских царей (Селевка IV, Антиоха IV Епифана; Антиоха V 
Евпатора и Димитрия I Сотера), начиная с попытки Илиодора ограбить иерусалимский Храм (176 г. до Р.Х.) и кончая 
последней победой Иуды Маккавея над Никанором в 160 г. При этом Вторая книга сообщает некоторые дополнительные 
сведения, которые отсутствуют в Первой Маккавейской книге.

Разделение и содержание книги
Содержание книги можно разделить на 3 следующие части:
1. Введение (1-2 главы).
2. Описание внутреннего религиозно-нравственного состояния иудеев и гонения Антиоха Епифана (3-7);
3. Описание подвигов Иуды Маккавея (8-15).

Введение (1-2 главы)
Во введении помещены два послания палестинских иудеев к иудеям египетским, в которых речь идёт о гонениях, 
перенесенных палестинскими иудеями, особенно от Антиоха Епифана, о спасении от врагов благодаря подвигам Иуды 
Маккавея и установлении праздника Очищения Храма, праздновать который обязываются и египетские иудеи (2,18-19). 
Далее автор объясняет, как он составил книгу свою из пяти книг Иасона Кириянина (2, 20-33).

Внутреннее религиозно-нравственное состояние иудеев и 
гонение Антиоха Епифана (главы 3-7)
Эта часть начинается более подробным, чем в Первой Маккавейской книге, описанием событий, предшествовавших 
восстанию евреев. Со времен благочестивого первосвященника Онии III (177 г. до Р.Х.) начинаются внутренние 
беспорядки и охлаждение к отеческой вере, вследствие распространения языческого светского образования и деятельности 
недостойных первосвященников, которые фактически захватывали верховную власть, покупая её у антиохийских царей. 
Так, некто Симон из колена Вениаминова, будучи «попечителем храма», добивался, хотя и безуспешно, власти в городе 
и враждовал против первосвященника Онии III. Он возбудил Селевка IV Филопатора, предшественника Антиоха Епифана, 
отобрать будто бы несметные сокровища, хранимые Ониею в Иерусалимском Храме. Но посланный Селевком Филопатором 
Илиодор был поражен в церковном казнохранилище чудесно явившимся воином и спасся от смерти только по молитве 
первосвященника (глава 3).
Кроме Симона, против первосвященника Онии III восстал брат Иасон, который в начале царствования Антиоха IV 
Епифана добился первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов: он стал официально 
вводить у иудеев языческое образование и обычаи (ср. Первая Макк., 1), построил в Иерусалиме греческое училище, 
где стали получать языческое образование юноши знатных иудейских фамилий, там же устроил цирк, куда вместо храма 
устремлялись священники и левиты.
Между тем Менелай, брат упомянутого выше Симона, посланный первосвященником Иасоном с дарами к Антиоху Епифану, 
за 360 талантов серебра купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из Иерусалима, после чего вместе с братом 
своим Лисимахом вошел в Храм и подкупил одного человека убить обличавшего его пленного первосвященника Онию III 
(4 глава). В то время, как Антиох IV Епифан совершал второй поход, согласно описанию автора, небесные знамения 
предвещали иудеям великие бедствия. В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и 
произвёл в нем большое кровопролитие, но вскоре был вынужден бежать. Антиох воспользовался этим волнением в 
Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. В продолжение трех дней войска грабили город и убивали жителей: 
80 тыс. было убито и  взято в плен, Храм был разграблен. На другой год, по приказу Антиоха его военачальник 
произвел подобное же опустошение в Иудее (глава 5).
После этих событий посланные Епифаном лица стали насильно вводить греческую языческую религию среди иудеев. 
Иерусалимский храм обращен был в капище Юпитера Олимпийского, а храм гаризинский в капище Юпитера странноприимца 
(т.к. самаряне были пришельцами в земле израильской). Запрещено было исполнять закон, почитать субботы и иудейские 
праздники, обрезывать детей; но кроме этого, каждый иудей обязан был участвовать в языческих обрядах и 
жертвоприношениях, особенно в день рождения царя, праздновавшийся ежемесячно, и в праздник Диониса. Не исполняющих 
царского повеления убивали. Так, двух женщин, за то, что они обрезали своих детей, свергли со стены иерусалимской, 
привязав к ним младенцев; в один субботний день было сожжено много иудеев, которые тайно, в пещере, соблюдали покой 
субботы (6,11; ср.1 Макк. 8); 90-летний старик-книжник Елеазар был замучен до смерти, т.к. не хотел вкусить 
идоложертвенного свиного мяса; наконец, мужественно приняли мученическую смерть в присутствии самого Антиоха 
Епифана семь святых братьев с матерью (6,18-7,41).

Подвиги Иуды Маккавея (гл. 8-15)
В этой части подробно описываются военные подвиги Иуды Маккавея от начала восстания до победы его над Никанором, 
посланного в 161 г. царем Димитрием I Сотером поддержать отпадшего от веры отцов первосвященника Алкима.
События, описанные здесь, излагаются в общем согласно с первой книгой Маккавейской, гл. 3-7, но с некоторыми 
добавлениями и перестановками. Например, об Иуде говорится, что перед последней битвой с Никанором он видел бывшего 
первосвященника Онию III, простирающего руки к небу и молящегося за весь народ, потом – пророка Божия Иеремию, который 
вручил ему золотой меч на сокрушение супостатов (15,11-16). В память победы над Никанором установлен был праздник 
в 13-й день адара, накануне праздника Пурим (15,37).
Из перестановок, имеющихся в этой части книги, следует отметить рассказ главы 12-й о событиях из конца царствования 
Антиоха IV, который хронологически следовало расположить между главами 8 и 9, автор же поместил его после 11,12-34, 
где приводится письмо Антиоха V к Лисию (ст.22-26) и другие письма (cт. 27-34).
15, 38-39. Эти стихи составляют эпилог, в котором автор просит читателей быть к нему снисходительным. 

Об авторе и времени составления книги
Вторая Маккавейская книга является сокращением истории, записанной в пяти книгах Иасона Кириянина (2, 20-33), с 
добавлением двух посланий палестинских иудеев к египетским иудеям.
Автор книги неизвестен, но по всей вероятности им был александрийский иудей, так как стиль его книги, написанной 
по-гречески, характерен для эллинистических авторов; язык изобилует риторическими оборотами. Автор больше проповедник 
и оратор, чем историк, и в то же время он значительно превосходит писателя Первой Маккавейской книги в знании 
эллинистических общественных учреждений и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев с целью 
побудить их к единению с палестинскими собратьями, переживавшими тяжелое время борьбы за религиозную и этническую 
свободу.
В 1,10 – второе письмо палестинских иудеев к египетским собратьям датируется 188 годом эры Селевкидов, который 
соответствует 124 г. до Р.Х. Книга, следовательно, написана после этой даты.

Историческое и учительное значение книги
I. Автор признает, что в написанной им книге он «мешает вино с водой» (15,39), это выражение, по мнению митрополита 
Филарета (Дроздова), означает произвольное обращение его с пятью книгами Иасона Кириянина, которые служили для него 
источником, - добавление к историческим сведениям Иасона народных сказаний и собственных прикрас с целью прославления 
иудеев. Некоторые исторические, географические и хронологические неточности могли иметь место в писаниях и Иасона, 
например, упомянутая выше перестановка в третьей части книги, нарушающая хронологию событий.
Эти особенности книги, однако, не умаляют ее общей исторической ценности. В своей основе Вторая Маккавейская книга 
содержит вполне достоверные исторические сведения; в частности, заслуживают полного доверия все повествования, 
согласные с Первой Маккавейской книгой и древними небиблейскими памятниками, затем повествования о событиях, 
предшествовавших ограблению храма Антиохом IV, содержащиеся только во Второй Маккавейской книге (глава 4), а 
также описанное в 6,18-7,41 мученичество святых старца-книжника Елеазара, семи братьев и их матери, ежегодно 
прославляемых Церковью с древних времен 1-14 августа, и другие рассказы.
Хронология книги следует не эре Селевкидов (начало октября 312 г.), как в Первой Маккавейской книге, а 
иудео-вавилонскому исчислению (начало – нисан-апрель 311 г), за исключением писем, которые датируются по греческой 
эре Селевкидов.
2. С точки зрения вероучительной и нравоучительной, Вторая книга Маккавейская заслуживает особого внимания. Так, 
в ней говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении мертвых и вере в это иудеев издревле (7,12,44-25; 14,44-46), 
о загробном воздаянии (6,26); в ней представлены примеры молитвенного ходатайства умерших святых за живых (15,12-17) 
и живых за усопших (12,39-45), выявляется значение мученических подвигов (6,18-7,41). Таким образом, в книге 
излагается учение о загробной жизни, о воскресении мертвых и о действительности молитвы живых за умерших и усопших 
праведников за живых, то есть о связи Церкви земной и небесной.
Кроме того, в книге содержится много поучительных примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющего 
верующих людей (1,8-29; 2,17; 3,15,22,33-35; 8,18,27), и явного наказания беззакон-ников: Иасона, Антиоха Епифана, 
Менелая, Никанора (5,7-10; 9,5-28; 13,6-8; 15,32-35). Поэтому книга служит назидательным чтением для православных 
христиан, учит их ревностному хранению святой веры и её чистоты.


Оглавление