17. Вторая книга Маккавейская Вторая книга Маккавейская не является продолжением Первой, а повествованием, частично параллельным 1 Макк. 1-7. Также как и Первая книга, она повествует о борьбе палестинских иудеев против язычества и притеснения Селевкидов, но при этом охватывает более краткий, 15-летний период времени (176-161 гг. до Р.Х.) В ней рассказывается о событиях маккавейского времени правления четырех сирийских царей (Селевка IV, Антиоха IV Епифана; Антиоха V Евпатора и Димитрия I Сотера), начиная с попытки Илиодора ограбить иерусалимский Храм (176 г. до Р.Х.) и кончая последней победой Иуды Маккавея над Никанором в 160 г. При этом Вторая книга сообщает некоторые дополнительные сведения, которые отсутствуют в Первой Маккавейской книге. Разделение и содержание книги Содержание книги можно разделить на 3 следующие части: 1. Введение (1-2 главы). 2. Описание внутреннего религиозно-нравственного состояния иудеев и гонения Антиоха Епифана (3-7); 3. Описание подвигов Иуды Маккавея (8-15). Введение (1-2 главы) Во введении помещены два послания палестинских иудеев к иудеям египетским, в которых речь идёт о гонениях, перенесенных палестинскими иудеями, особенно от Антиоха Епифана, о спасении от врагов благодаря подвигам Иуды Маккавея и установлении праздника Очищения Храма, праздновать который обязываются и египетские иудеи (2,18-19). Далее автор объясняет, как он составил книгу свою из пяти книг Иасона Кириянина (2, 20-33). Внутреннее религиозно-нравственное состояние иудеев и гонение Антиоха Епифана (главы 3-7) Эта часть начинается более подробным, чем в Первой Маккавейской книге, описанием событий, предшествовавших восстанию евреев. Со времен благочестивого первосвященника Онии III (177 г. до Р.Х.) начинаются внутренние беспорядки и охлаждение к отеческой вере, вследствие распространения языческого светского образования и деятельности недостойных первосвященников, которые фактически захватывали верховную власть, покупая её у антиохийских царей. Так, некто Симон из колена Вениаминова, будучи «попечителем храма», добивался, хотя и безуспешно, власти в городе и враждовал против первосвященника Онии III. Он возбудил Селевка IV Филопатора, предшественника Антиоха Епифана, отобрать будто бы несметные сокровища, хранимые Ониею в Иерусалимском Храме. Но посланный Селевком Филопатором Илиодор был поражен в церковном казнохранилище чудесно явившимся воином и спасся от смерти только по молитве первосвященника (глава 3). Кроме Симона, против первосвященника Онии III восстал брат Иасон, который в начале царствования Антиоха IV Епифана добился первосвященства богатыми дарами царю. Иасон оказался отступником от веры отцов: он стал официально вводить у иудеев языческое образование и обычаи (ср. Первая Макк., 1), построил в Иерусалиме греческое училище, где стали получать языческое образование юноши знатных иудейских фамилий, там же устроил цирк, куда вместо храма устремлялись священники и левиты. Между тем Менелай, брат упомянутого выше Симона, посланный первосвященником Иасоном с дарами к Антиоху Епифану, за 360 талантов серебра купил у царя первосвященство и изгнал Иасона из Иерусалима, после чего вместе с братом своим Лисимахом вошел в Храм и подкупил одного человека убить обличавшего его пленного первосвященника Онию III (4 глава). В то время, как Антиох IV Епифан совершал второй поход, согласно описанию автора, небесные знамения предвещали иудеям великие бедствия. В это время изгнанный первосвященник Иасон внезапно напал на Иерусалим и произвёл в нем большое кровопролитие, но вскоре был вынужден бежать. Антиох воспользовался этим волнением в Иудее и на обратном пути из Египта взял Иерусалим. В продолжение трех дней войска грабили город и убивали жителей: 80 тыс. было убито и взято в плен, Храм был разграблен. На другой год, по приказу Антиоха его военачальник произвел подобное же опустошение в Иудее (глава 5). После этих событий посланные Епифаном лица стали насильно вводить греческую языческую религию среди иудеев. Иерусалимский храм обращен был в капище Юпитера Олимпийского, а храм гаризинский в капище Юпитера странноприимца (т.к. самаряне были пришельцами в земле израильской). Запрещено было исполнять закон, почитать субботы и иудейские праздники, обрезывать детей; но кроме этого, каждый иудей обязан был участвовать в языческих обрядах и жертвоприношениях, особенно в день рождения царя, праздновавшийся ежемесячно, и в праздник Диониса. Не исполняющих царского повеления убивали. Так, двух женщин, за то, что они обрезали своих детей, свергли со стены иерусалимской, привязав к ним младенцев; в один субботний день было сожжено много иудеев, которые тайно, в пещере, соблюдали покой субботы (6,11; ср.1 Макк. 8); 90-летний старик-книжник Елеазар был замучен до смерти, т.к. не хотел вкусить идоложертвенного свиного мяса; наконец, мужественно приняли мученическую смерть в присутствии самого Антиоха Епифана семь святых братьев с матерью (6,18-7,41). Подвиги Иуды Маккавея (гл. 8-15) В этой части подробно описываются военные подвиги Иуды Маккавея от начала восстания до победы его над Никанором, посланного в 161 г. царем Димитрием I Сотером поддержать отпадшего от веры отцов первосвященника Алкима. События, описанные здесь, излагаются в общем согласно с первой книгой Маккавейской, гл. 3-7, но с некоторыми добавлениями и перестановками. Например, об Иуде говорится, что перед последней битвой с Никанором он видел бывшего первосвященника Онию III, простирающего руки к небу и молящегося за весь народ, потом – пророка Божия Иеремию, который вручил ему золотой меч на сокрушение супостатов (15,11-16). В память победы над Никанором установлен был праздник в 13-й день адара, накануне праздника Пурим (15,37). Из перестановок, имеющихся в этой части книги, следует отметить рассказ главы 12-й о событиях из конца царствования Антиоха IV, который хронологически следовало расположить между главами 8 и 9, автор же поместил его после 11,12-34, где приводится письмо Антиоха V к Лисию (ст.22-26) и другие письма (cт. 27-34). 15, 38-39. Эти стихи составляют эпилог, в котором автор просит читателей быть к нему снисходительным. Об авторе и времени составления книги Вторая Маккавейская книга является сокращением истории, записанной в пяти книгах Иасона Кириянина (2, 20-33), с добавлением двух посланий палестинских иудеев к египетским иудеям. Автор книги неизвестен, но по всей вероятности им был александрийский иудей, так как стиль его книги, написанной по-гречески, характерен для эллинистических авторов; язык изобилует риторическими оборотами. Автор больше проповедник и оратор, чем историк, и в то же время он значительно превосходит писателя Первой Маккавейской книги в знании эллинистических общественных учреждений и политической жизни той эпохи. Он пишет для александрийских иудеев с целью побудить их к единению с палестинскими собратьями, переживавшими тяжелое время борьбы за религиозную и этническую свободу. В 1,10 – второе письмо палестинских иудеев к египетским собратьям датируется 188 годом эры Селевкидов, который соответствует 124 г. до Р.Х. Книга, следовательно, написана после этой даты. Историческое и учительное значение книги I. Автор признает, что в написанной им книге он «мешает вино с водой» (15,39), это выражение, по мнению митрополита Филарета (Дроздова), означает произвольное обращение его с пятью книгами Иасона Кириянина, которые служили для него источником, - добавление к историческим сведениям Иасона народных сказаний и собственных прикрас с целью прославления иудеев. Некоторые исторические, географические и хронологические неточности могли иметь место в писаниях и Иасона, например, упомянутая выше перестановка в третьей части книги, нарушающая хронологию событий. Эти особенности книги, однако, не умаляют ее общей исторической ценности. В своей основе Вторая Маккавейская книга содержит вполне достоверные исторические сведения; в частности, заслуживают полного доверия все повествования, согласные с Первой Маккавейской книгой и древними небиблейскими памятниками, затем повествования о событиях, предшествовавших ограблению храма Антиохом IV, содержащиеся только во Второй Маккавейской книге (глава 4), а также описанное в 6,18-7,41 мученичество святых старца-книжника Елеазара, семи братьев и их матери, ежегодно прославляемых Церковью с древних времен 1-14 августа, и другие рассказы. Хронология книги следует не эре Селевкидов (начало октября 312 г.), как в Первой Маккавейской книге, а иудео-вавилонскому исчислению (начало – нисан-апрель 311 г), за исключением писем, которые датируются по греческой эре Селевкидов. 2. С точки зрения вероучительной и нравоучительной, Вторая книга Маккавейская заслуживает особого внимания. Так, в ней говорится о сотворении мира из ничего, о воскресении мертвых и вере в это иудеев издревле (7,12,44-25; 14,44-46), о загробном воздаянии (6,26); в ней представлены примеры молитвенного ходатайства умерших святых за живых (15,12-17) и живых за усопших (12,39-45), выявляется значение мученических подвигов (6,18-7,41). Таким образом, в книге излагается учение о загробной жизни, о воскресении мертвых и о действительности молитвы живых за умерших и усопших праведников за живых, то есть о связи Церкви земной и небесной. Кроме того, в книге содержится много поучительных примеров непоколебимой веры и надежды на Бога, не посрамляющего верующих людей (1,8-29; 2,17; 3,15,22,33-35; 8,18,27), и явного наказания беззакон-ников: Иасона, Антиоха Епифана, Менелая, Никанора (5,7-10; 9,5-28; 13,6-8; 15,32-35). Поэтому книга служит назидательным чтением для православных христиан, учит их ревностному хранению святой веры и её чистоты.