Оглавление


 
16. Первая книга Маккавейская

Разделение и содержание книги

Первая книга Маккавейская повествует о борьбе палестинских иудеев под предводительством Маккавеев против языческого 
государства Селевкидов, Антиоха IV Епифана и его преемников, в период времени, обнимающий 41 год (175-134 гг. до Р.Х.)
Содержание книги можно разделить на четыре части: 
в первой (1-2 главы) описывается языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии;
во второй (3,1-9,22) – подвиги Иуды Маккавея;
в третьей (9,23-12 главы) – подвиги Ионафана Маккавея; 
в четвертой (13-17 главы) – правление Симона Маккавея.

Подвиги Иуды Маккавея (166-160 гг.: 3,1 – 9,22)

Иуда, получивший прозвище «Маккавей» или «Молот», был храбрым воином и талантливым военачальником. В его планы 
входило не только восстановление Закона, но, по всей вероятности, также восстановление независимого государства, 
по крайней мере, на правах автономии. Возглавляя борьбу против ига Селевкидов, Иуда одержал ряд побед над полководцами 
Антиоха Епифана и Димитрия Сотера: сначала над войсками Аполлония, военачальника в Иерусалиме, затем при Вафороне 
над многочисленным войском Сирена. После этих неудач Антиох IV поручил подавление восстания своему наместнику Лисию, 
который направил в Иудею 47000-е войско под предводительством трех полководцев: Птоломея, Никанора и Горгия. Вскоре 
передовой отряд этого войска, возглавляемый Горгием, потерпел полное поражение в районе Еммама. Та же участь постигла 
и 65-тысячную армию самого Лисия в сражении при Вефороне в следующем 164 году. После отступления Лисия в Антиохию 
Иуда занял Иерусалим. Храм был очищен, обновлен и освящен, и после трехлетней мерзости запустения в нем снова стали 
совершать богослужения (с 25 хаслева 164 года). В память обновления Храма был установлен восьмидневный праздник 
(глава 4). Продолжая очищать страну, Иуда со своими братьями воевал против идумеян, аммонитян и финикиян (глава 5).
После смерти Антиоха IV Епифана в Вавилоне в 164 г., Лисий провозгласил царём его сына Антиоха V Евпатора (164-162), 
Иуда, поставивший целью окончательное изгнание неприятелей, осадил неприступную крепость Давидову, находившуюся в 
руках врагов. На помощь осажденным поспешили новый царь и Лисий с огромным войском и двадцатью тремя слонами. В битве 
при Вефрусе погиб Елеазар Маккавей, а разбитый Иуда вынужден был отступить и укрыться за укреплениями осажденного храма. 
Неожиданно пришло спасение. Антиох V, услышавший о намерении Филиппа воцариться в Антиохии, предложил иудеям мир и 
религиозную свободу (глава 6). Подвижнически настроенный первосвященник Менелай был увезён в  Антиохию и там казнен 
как виновник беспорядков.
В 162 году в Антиохии воцарился бежавший из Рима сын Селевка IV Димитрий I Сотер (162-150) вместо убитого Антиоха. 
Некий Алким, из рода Ааронова, домогавшийся первосвященничес-кого сана, вошел в сговор с новым царем и получил от 
него первосвящен-нический пост, военную помощь и задание подавить сопротивление Иуды. После неудач Алкима Димитрий I 
выслал против восставших крупные военные силы во главе с полководцем Никанором, но и тот пал при Вефороне, а войско 
его было истреблено. После этого Иуда, фактически возглавивший страну, пытался заключить с римлянами союз (гл. 8), 
но в 160 г. он пал смертью героя в битве с превосходящими силами военачальника Вакхида (7,1 – 9,22).

Подвиги Ионафана Маккавея 160-143 гг. (9,23 – 12,49)

После смерти Иуды борьбу против господства Селевкидов возглавил Ионафан Маккавей. В это время погиб старший брат Иоанн 
Маккавей, внезапно захваченный «сынами Иамври», а Ионафан с братом Симоном вынуждены были бороться против 
первосвященника Алкима, успевшего с помощью войск Вакхида занять в 160 г. Иерусалим и Храм. Но Алким вскоре умер от 
удара, а Вакхид потерпел поражение и вынужден был заключить мир с Ионафаном (9, 23-70).
Вспыхнувшая в Антиохии с новой силой борьба претендентов на престол дала возможность Ионафану не только утвердить 
свою власть внутри страны, но даже влиять на события в столице Селевкидов. Оба претендента на сирийский трон, 
Димитрий I и Александр Валас, считали Ионафана своим союзником и делали ему выгодные предложения, но Ионафан предпочел 
Александра Валаса, и когда последний разбил своего соперника и стал царем (150-145), Ионафан был сделан 
первосвященником, сирийским князем, военачальником и гражданским правителем Иудеи (10,1-59). 
Когда же Александр Валас был разбит, царем стал Димитрий II Никанор (145-140). Ионафан осадил крепость Давидову в 
Иерусалиме, которая все ещё находилась в руках сирийцев; Димитрий II не был достаточно сильным, чтобы наказать иудеев, 
поэтому он частично откупил осаду, присоединив к Иудее три области Самарин и уменьшив подати. Ионафан стал поддерживать 
Димитрия II и предоставлял ему войска в критические времена. Спасенный воинами Ионафана во время восстания в Антиохии, 
Димитрий II, однако, не выполнил своего обещания вывести сирийский гарнизон из иерусалимской крепости, и тогда Ионафан 
присоединился к его соперникам – полководцу Трифону и юному Антиоху VI Епифану (145-142), объявившему себя царем 
(10,60 – 11,6).
Используя волнения в империи Селевкидов, Ионафан завоевал различные города в приморской равнине и на юге Иудеи, 
усилил обороноспособность Иерусалима, отделив сирийский гарнизон от города вновь построенной высокой стеной. В поисках 
союзников Ионафан возобновил мирные отношения с Римом и Спартой. Это уверенное движение к полной независимости было 
приостановлено предательским захватом Ионафана союзным ему полководцем Трифоном, опекуном юного Антиоха VI, который 
намеревался сам узурпировать престол и опасался, что Ионафан воспрепятствует ему (глава 12).

Правление Симона Маккавея (143-134 гг., гл. 13-16)

Симон, последний из оставшихся в живых братьев Маккавеев, избранный вождем народа, вступил в борьбу с Трифоном, 
намеревавшимся захватить страну врасплох. Хитрый Трифон потребовал у Симона сто талантов серебра и двух сыновей 
Ионафана, обещая не беспокоить последнего. Симон удовлетворил это требование. Однако Трифон не исполнил своего обещания, 
но, не сумев завоевать Иудею предав смерти Ионафана, возвратился в свою страну, где сделал себя царем вместо убитого 
Антиоха VI. Тогда Симон, используя благоприятную для иудеев обстановку борьбы за царский престол в Антиохии, вошел в 
сношения с царем Димитрием II Никанором и на условиях союзничества с ним получил от него грамоту, освобождающую иудеев 
от дани царям Антиохии. Таким образом, Симон стал самостоятельным правителем страны в 170 год эры Селевкидов или в 
143 г. до Р.Х. Этот год сделался началом новой эры иудеев, и в официальных документах и договорах они стали писать: 
«первого года при Симоне, великом первосвященнике, вожде  и освободителе Иудеев». В тот же год Симон завоевал Газу, 
а в следующем изгнал из Сионской крепости языческий гарнизон. На всеобщем собрании «священников и народа, и князей 
народа, и старейшин страны» в мае 140 года Симон был избран первосвященником, военным и гражданским правителем страны 
«навек, доколе придет Пророк верный» (14,41-42), т.е. до пришествия Мессии.
С того времени первосвященство стало наследственным в семье Симона (главы 13-14).
Антиох Сидет (138-129), сын Димитрия II Никанора, признал полную независимость иудеев, предоставив им право чеканить 
монеты в своей стране. Следуя политике своих братьев – предшественников, Симон восстановил союз с Римом, хотя и 
оказался вовлеченным в напряженную войну с Сирией. Антиох VII предъявил Сирии претензии на города Иоппию и Газар, 
но посланные им войска под предводительством Кендевея были разбиты Иоанном и Иудой, сыновьями Симона. 
В 135 г. Симон был коварно умерщвлен своим родственником Птоломеем, пытавшемся узурпировать власть. Но место Симона 
как правителя и первосвященника занял его сын Иоанн Гиркан – 104 до Р.Х. (главы 15-16).

Оригинальный язык книги, время её составления и автор

По свидетельствам Оригена и блаженного Иеронима, Первая маккавейская книга в оригинале была написана на еврейском 
языке. До нашего времени она сохранилась только в греческом и сирийском переводах.
Время происхождения книги можно определить из её последних стихов (16, 23-24), содержащих замечание о правлении 
Иоанна Гиркана (135-105 гг. до Р.Х.), о смерти которого ничего не говорится. Книга, следовательно, написана ранее 
года смерти Иоанна, т.е. в 105 г. до Р.Х.
Писателем книги был палестинский иудей, о личности которого не сохранилось известий. Подражая методу написания древних 
священных хроник, он не просто излагал исторические события, но своей главной целью считал религиозную интерпретацию 
их. Бедствия своего народа он рассматривал как наказания за грехи, а успехи объяснял помощью Божией. Это был человек, 
ревнующий о вере в истинного Бога, в полной мере сознававший, что борьба между языческими влияниями и отеческими 
обычаями ведется за торжество истинного богопочитания. Поэтому он выступает как решительный противник эллинизации 
и восхищается героями, боровшимися за Закон и за Храм, отвоевавшими народу религиозную свободу, и затем – национальную 
независимость. Он – летописец борьбы, спасшей от поглощения язычеством Ветхозаветный Закон, который должен был быть 
хранителем богооткровенной истины до пришествия Мессии.

Историческое значение и учительный авторитет книги

Первая Маккавейская книга представляет несомненную ценность для изучения истории того времени; рассматривая книгу 
с этой точки зрения, следует лишь иметь в виду упомянутый выше подход изложения автора. Исследователи особенно высоко 
оценивают исторический авторитет книги в той части, где излагается история собственно иудеев. Автор книги цитирует 
много официальных документов, более десяти, к которым, по мнению ученых, можно относиться с надлежащим доверием. В 
описании исторических событий и местностей вообще наблюдается точность.
Хронология ведется по греческому летоисчислению (исходящая точка – октябрь 312 г. до христианской эры), но события, 
связанные с Храмом и иудейской историей, датируются по иудео-вавилонскому календарю (исходная точка – нисан – 
апрель 311 г. до христианской эры) (1,54; 4,52, 2,70; 9,3,54; 10,21; 12,41,51; 14,27; 16,14.)
В сведениях о других народах (не евреях) в книге иногда встречаются неточности, например, сообщение 1,6 – о 
разделении Александром Македонским его монархии, не подтверждаемое историей: в 6,21 говорится: «найдено в писании 
о спартанцах, что братья и от рода Авраамова».
В книге почти не употребляются имена Божии, что, однако, не умаляет её несомненного религиозного характера и может 
быть вызвано тем, что автор в духе книжников своего времени употреблял термин «небо» в значении Господь (Иегова) 
(см. 4,10-11; 3,50,57; 4,40,55; 9,46 и др.)
По суду отцов и учителей Церкви, вся Первая Маккавейская книга проникнута духом истинного благочестия, в ней очень 
показательны самоотверженность Маккавеев и иудеев при исполнении ветхозаветного закона, их патриотизм и подвиги в 
неравной борьбе с Селевкидами в защиту веры отцов и независимости родины.


Оглавление