Оглавление


КНИГИ МАККАВЕЙСКИЕ

Общие сведения

  В греческой, славянской и русской Библии имеются три Маккавейские книги: Первая, Вторая и Третья. 
Содержание Третьей книги Маккавейской не имеет ничего общего ни с эпохой, и с лицами маккавейского времени. 
Маккавейской она называется условно, ввиду того, что располагается в Библии после Первой и Второй Маккавейских книг. 
В Католической Церкви она считается апокрифической.
Название «Маккавейские» ведет начало от семейства Маккавеев, или Асмонеев (первоначальное название), подвиги которых 
описываются в Первой и отчасти во Второй книге. Отец этого семейства священник Маттафия имел пятерых сыновей: Иоанна, 
Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана. Из них Иуда первым прославился своими подвигами в неравной борьбе против ига 
Селевкидов, за что получил прозвище «маккави» - молот, которое перешло к его братьям и вообще ко всей династии.
Позднее маккавеями стали называть иудеев, подвизавшихся в защите веры от притеснения гонителей. Церковь, в частности, 
называет маккавеями семь братьев – мучеников (2 Макк. 7), ветхозаветных святых, которых она прославляет с древних 
времён.
В знаменитых кодексах греческого перевода Семидесяти содержится неодинаковое количество книг, называемых Маккавейскими:
В Александрийском кодексе (V в.) представлены четыре книги, в Синайском (IV в.) – только Первая и Четвертая, а в 
Ватиканском (IV в.) их вообще нет.

Место Маккавейских книг в Библии

В греческой Библии книги Маккавейские помещаются в разделе Исторических книг, после Товита и Иудифи, в славянской и 
еврейской Библии, также как и в Вульгате, они занимают предпоследнее место среди ветхозаветных книг.

Языческая эллинизация Иудеи и восстание Маттафии (1.Макк. 1-2 главы)

После краткого упоминания о завоеваниях Александра Македонского и разделении его монархии между полководцами писатель 
сразу же переходит к описанию гонения Антиоха Епифана (175-164 гг. до Р.Х.) История иудеев в годы 324-176 гг. до Р.Х., 
т.е. в период подчинения египетским Птоломеям (324-198 гг. до Р.Х.), а также в первые десятилетия подчинения Селевкидам 
(198-175 до Р.Х.) опускается. 
Автор начинает повествование с религиозно-нравственной характе-ристики иудеев накануне восстания. Согласно его описанию, 
в иудейском обществе, в период эллинизации, предшествовавший восстанию, появилось много людей, которые вместе с 
греческим образованием склонны были принять языческие нравы и религию. В Иерусалиме образовалось греческое училище; 
многие оставили обрезание. Когда же воцарился Антиох IV Епифан (175-164 до Р.Х.), он решил совсем уничтожить все 
негреческие религии в том числе иудейскую в своей огромной монархии. Возвращаясь из похода на Египет, он занял 
Иерусалим и разграбил сокровища храма (170 гг. до Р.Х.), а через два года в Иерусалим явился военачальник Антиоха, 
неожиданно взял крепость Давидову, а город предал грабежам и насилию. Иерусалим запустел, храм был осквернен. Затем 
вышел указ Антиоха Епифана о введении единой греческой религии у всех подвластных ему народов. Многие из иудеев, 
изменив Закону Моисееву, приняли языческие обычаи, а надзиратели стали по всем городам воздвигать алтари греческим 
богам. Наконец, в 15 день хаслева 168 г. был осквернен жертвенник иерусалимского храма и сам храм Иеговы обращен был 
в капище Зевса Олимпийского (1, 10-64).
В это время в Модине, небольшом городке к северо-западу от Иерусалима, на защиту истинной религии и соотечественников 
восстал священник Маттафия вместе с пятью сыновьями: Иоанном, Симоном, Иудою (прозванным «маккавей» - молот), 
Елеазаром и Ионафаном. Когда в Модин явились царские уполномоченные с целью принуждать народ к идолопоклонству и по 
их приказанию воздвигнут был жертвенник в честь Зевса, престарелый Маттафия отказался от предложения подать пример 
языческого жертвоприношения, громко исповедал свою верность закону Иеговы и, как повелевал Закон (Вт. 23, 6, 9), 
умертвил на месте иудея, дерзнувшего принести жертву Зевсу, затем убил царского посланца и разрушил жертвенник. 
Обратившись с воззванием к народу, Маттафия скрылся со своими сыновьями в горах и вместе с другими патриотами и 
хасидеями (благочестивыми) начал партизанскую войну в северных пределах Иудеи в защиту Закона, наказывая смертью 
отступников веры (2, 1-48). После нескольких месяцев ожесточенной борьбы Маттафия умер, завещав своим сыновьям 
продолжать дело защиты закона отечества: Симона он назначил советником, а Иуду – главным военачальником (2, 49-69). 

 Эллинизация Востока

Под эллинизацией востока принято понимать проникновение с IV в. до Р.Х. в Египет, Палестину, Персию и Индию греческой 
религии и культуры. Этот процесс, затрагивавший самое сокровенное в жизни многих народов обширного региона, не мог 
пройти незаметно. Народы востока по-разному реагировали на проникновение в их среду чуждой им культуры и религиозного 
культа.
Не избежали этого влияния и иудеи, хотя исторически подобная ситуация уже неоднократно имела место. Начиная со времен 
Авраама, богоизбранный еврейский народ часто был окружаем самыми различными языческими племенами, носителями иной 
религии и культуры. Поэтому для иудеев всегда существовала опасность искажения истинной богооткровенной религии. 
История дает нам много подобных примеров, когда, смешиваясь с окружающими языческими народами, иудеи сами становились 
идолопоклонниками. Но всякий раз промыслительная десница Божия через страдания и уничижения выводила их из заблуждения 
и снова направляла на путь истинной веры.
Что же представляли собой языческие религии востока, которые лицом к лицу встретились в годы эллинизации с греческим 
миром?
Обычно культы древнего востока: Индии, Египта, персов, основывались на так называемом натурализме. Восточные культы 
обоготворяли окружающую природу и отличались пышными обрядами. Так, например, религиозные воззрения египтян без 
сомнения развились из простого обоготворения Нила, у вавилонян и ассирийцев Ваал и Мелитта олицетворяли силы природы 
(Ваал – производительное начало, а Мелитта – плодоносное начало). В Финикии (Палестина) религиозные праздники были 
приурочены к смене времен года (Ваал, Астарта). При этом культовая сторона служения часто сопровождалась постыдными 
оргиями. Так Молоху, олицетворяющему палящую жару, приносили в жертву детей, служение Мелитте часто оканчивалось 
открытым развратом. Естественно, что такая религия не могла возвысить и насытить человека, и потому для многих мыслящих 
людей языческий обряд был лишь жалким суеверием, а подчас предметом насмешек.
Но вот наступает эпоха эллинизма, когда в результате новых завоеваний Александра Македонского Восток смог познакомиться 
с культурой и религиозными воззрениями Древней Греции или Эллады.
Религиозная жизнь Эллады качественно стояла на более качественно высоком уровне. В  противоположность народам Востока 
греки в своих богах идеализировали природу и человека. Их божествами были упорядоченные силы природы и национальной 
жизни. В них виделось как бы некоторое торжество нравственного порядка в мире. Им был чужд грубый восточный натурализм 
с его разгулом постыдных страстей. Напротив, им более близки были такие нравственные понятия, как справедливость, 
долг, ответст-венность. Эллинизм признавал не только разумные силы в природе, от которых находился в зависимости, 
но также и то, что нравственные познания человека управляются вечными законами, против которых нельзя погрешать 
безнаказанно. Если Ваал для восточных язычников был лишь жизнедателем и палящим солнцем, то для греков Зевс являлся 
хранителем справедливости, всевидящим оком, воздаянием, которое, несомненно, следовало за всяким преступлением. 
Если Астарта в восприятии первых была лишь чувственным началом природы, то Гера для греков считалась покровительницей 
семейной жизни, брака.
Хотя греческую религию можно назвать сравнительно чистой, но только лишь в сравнении с восточным культом. Очеловеченные 
боги греков не чужды были человеческих грехов и пороков. Это приводило к тому, что поэты часто высмеивали богов в 
своих произведениях и театральных постановках, что в конечном результате приводило к упадку религиозной жизни Греции.
Безусловно, важным моментом, конечно, в греческой религии было то, что боги изображались в человеческом облике; это 
заставляло грека с особым уважением относиться к своему телу. Поклоняясь и служа богам, они поклонялись и служили 
телесной красоте, плоти. Так постепенно формируется культ человеческого тела. Обнаженное тело воспринимается как 
эталон красоты. В этом смысле Олимпийские игры (с 776 г. до н.э.) полностью отражали мировосприятие грека, которое 
формировалось при активном участии различных философских школ (софистов, Платона, Аристотеля). Наряду с философскими 
школами, где греки учились логически мыслить и красноречиво говорить, повсеместно были распространены и другие учебные 
заведения, так называемые гимнасии (греч. «гимнос» - обнаженный). В этих школах молодое поколение усердно закаляло 
своё тело посредством бега, метания диска и других физических упражнений. Религиозное почитание человеческого тела 
не смогло, однако, спасти греческую культуру от страшного упадка нравственности во всех слоях общества. Лишь 
соприкосновение языческого мира с богооткровенной религией способно было задержать его разрушение.
Упоминаемый в Первой книге Маккавейской великий завоеватель Александр Македонский был сыном своего времени, 
воспитанным в вышеупомянутых традициях. Учителем его являлся одно время Аристотель. В течение двенадцати лет Александр 
сделался властелином Сирии, Палестины и Египта, основал Александрию, покорил Персию, дошел до Индии, после чего 
внезапно умер в Вавилоне в 323 году до н.э. В годы завоеваний греческие обычаи и религия стремительно распространялись 
по всему Востоку. 
Но если для восточных языческих народов, исповедавших до этого момента грубый натурализм, принятие греческой религии 
могло считаться шагом вперёд, то для богоизбранного иудейского народа, исповедавшего религию богооткровенную, 
греческий культ был совершенно неприемлем. Однако это мало волновало завоевателей. Повсюду активно насаждались 
греческие обычаи, устраивались гимназии (спортивные школы). Среди евреев появилась так называемая либеральная партия, 
которая поддалась языческим соблазнам и приняла языческий культ, отменила обрезание. Обрезанные же всячески скрывали 
свою принадлежность к Закону Моисееву. Эпоха борьбы иудеев за веру отцов и за национальную самобытность отражена в 
Маккавейских книгах.
Эллинизация Востока имела и положительное значение. Азия была открыта для проникновения греческой культуры, что во 
многом способствовало будущему распространению евангельской проповеди. Появляется особый разговорный язык, который 
был понятен во всех пределах греческой, а позже римской империи. Основанная в 332 г. Александрия стала научным центром 
всего восточного Средиземноморья. Здесь, при Птоломее I Сотере составляется знаменитая библиотека (700.000 книг). А 
при Птоломее II Филадельфе 72 толковниками-иудеями был сделан перевод Библии на греческий язык. Весь эллинский мир 
смог приобщиться Божественному Откровению (285 г. до Р.Х.)


Оглавление