15. Книга Иудифи Название и деление книги Книга получила своё название от имени главного действующего лица – Иудифи (с евр. Иегудит – хвалящая). Книга разделяется на две части: в первой (главы 1-7) содержится описание побед Олоферна, полководца Навуходоносора, осада им родного города Иудифи – Ветулии; во второй части (главы 8-16) описывается подвиг Иудифи. Победы Олоферна и осада Ветулии (1-7 главы) Навуходоносор, царствовавший над ассирийцами в Ниневии, начинает войну против Арфаксада, царя Мидии, и призывает к участию в ней все подвластные ему народы, в том числе и из Палестины (1, 6-9). После победы над Арфаксадом Навуходонор решил наказать неповиновавшихся его призыву (2, 1-3). Против народов запада был послан главный военачальник царя Олоферн, который опустошил многие земли (2, 21; 3, 8) и пришел в землю есдрилонскую, где остановился лагерем на целый месяц, готовя наступление на горную часть страны и на Иерусалим. Тогда иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие Храм (4,3), по призыву первосвященника Иоакима, стали воздвигать укрепления на горах, устраивать преграды на дорогах, готовиться к защите горных проходов и вместе с тем молить Иегову о помощи (4, 4-15). Узнав о приготовлениях иудеев к сопротивлению, Олоферн пришел в ярость и решил истребить их. (5-6). Он подступил к Ветилуе, и овладел источником города, намереваясь заставить ее сдаться (7, 1-18). Главы 8-15. Подвиг Иудифи По молитве иудеев (7, 19-32) Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, прекрасной и Благочестивой вдовы (8, 1-8). Предупредив старейшин города (8, 9-36), после усердной молитвы Иудифь одевается в лучшие различные одежды и отправляется в лагерь ассирийцев, где она была представлена Олоферну (10). Пленив его своей красотой и мудрой речью, Иудифь осталась в ассирийском лагере (12, 9). На следующий день она была приглашена на пир, устроенный Олоферном (2, 10-20). По окончании пира, когда опьяневший Олоферн остался один и уснул, а все бывшие на пиру разошлись по своим палаткам, Иудифь отрубила ему голову и принесла её в Ветилую (глава 13). Смерть Олоферна, ставшая известной утром следующего дня, навела ужас на ассирийское войско, оно обратилось в беспорядочное бегство, и было также истреблено преследовавшими ветилуйцами и присоединившимися к ним остальными израильтянами (14-15). Победителям досталась богатая добыча, а Иудифь была прославлена как спасительница народа (глава 16). Литературные особенности книги и время происхождения Главной проблемой книги Иудифи является вопрос её историчности. Исследователями книги по этому вопросу были высказаны различные мнения, которые можно свести к трем следующим: 1) книга представляет собой строго историческое произведение; 2) содержание книги является вымыслом, составленным с нравоучительной целью; 3) в основе книги лежит исторический материал, но в нравоучительных целях используются аллегорические и художественные приемы. Последний взгляд на книгу Иудифи признан наиболее правильным. Имена и географические названия, упоминаемые в книге: Навуходоносор (1,1), Арфаксад (1,5), Ниневия (1,1), Ветилуя представляют собой анахронизмы и аллегории. Навуходоносор в действительности был царем вавилонским (605-562), и не мог быть царем в Ниневии, которая была разрушена его сыном Набопаласаром ещё в 612 г. История не знает Арфаксада, царя мидийского, а города Ветилуя и Ватомесфем неизвестны в Палестине. Содержание книги, несомненно, отражает события эпохи после пленения, так как в главах 4,3,5,18 и 19 говорится об отведении иудеев в плен, разрушении Храма, возвращении из изгнания, об освящении сосудов, жертвенника и Храма. Историзм книги очевиден в 1-3 главах. Олоферн и Вагой (12,11) – имена персидского происхождения. Из исторических источников известно, что носители этих имен принимали участие в карательном походе персидского царя Артаксеркса III (359-338 г. до Р.Х.) против Египта и что первый из двух карательных походов в Египет Артаксеркса III действительно окончился неудачей. В Египет же можно было пройти только через Палестину. На этом основании некоторые исследователи относили содержание и происхождение книги к последним временам персидской империи Ахеменидов. Это, однако, обоснованно, воспоминания о кампании Артаксеркса III в западных провинциях его империи и могли снабдить автора книги Иудифи материалом для 1-3 глав. Прочие детали повествования трудно согласовать с этим периодом. Ни один персидский царь из династии Ахеменидов не мог послужить прототипом для Навуходоносора, о котором сказано, что он восхотел «истребить всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору» (3,8; ср. 6,2). Это описание более подходит для Антиоха IV Епифана (175-164), пытавшегося уничтожить религию иудеев и все негреческие религии в своей огромной империи. Такое понимание подтверждает и еврейский мидраш, (кратко, но реалистически отражающий в себе историю Иудифи), который жертву Иудифи обозначает греческим термином «гемон» и относит повествование ко времени господства Селевкидов. Датировка временем Маккавейских войн (II в. до Р.Х.) даёт возможность объяснить как свойственную книге одухотворенную решимость противостать численно превосходящему противнику, так и описание действий национальной героини среди стана врагов. Обезглавленный Олоферн, возможно, представляет Никанора I, грозившего Храму иерусалимскому, центру религиозной жизни ветхозаветной Церкви, но побежденного Иудой Маккавеем и тоже обезглавленного (1 Мак. 7, 33-47); ассирийцы олицетворяют сирийцев – Селевкидов, а Ниневия – Антиохию, столицу Селевкидов. Ветилуя «в нагорной стране Ефремовой» большинством исследователей отождествляется с Сихемом, населенном (во II в. до Р.Х.) самарянами, о которых почему-то в книге не упоминается. Повествование в целом достаточно ясно отражает время национального бедствия иудеев: «народ, у которого нет ни войска, ни силы для крепкого ополчения» (5, 23), когда сопротивление отдельных лиц и даже героизм одной женщины могли стать благословенным средством в борьбе за религиозную и этническую свободу. Излагая исторический материал с использованием аллегорического метода и художественных приёмов, автор книги в то же время стремился прославить недавние победы в Маккавейских войнах, сделать чтение интересным и одновременно вдохновляющим на продолжение борьбы. В книге Иудифь представлен образ благочестия эпохи Маккавеев, основанного на строгом соблюдении обрядов Закона. Героиня приготовляется к своему подвигу постом и молитвой; она благоговейно соблюдает субботы, праздники и новомесячие, ест пищу только дозволенную Законом, но тщательное исполнение обрядов не затемняет в ней истинно духовного чувства, которым дышит её молитва в 9,11-14, выражающая глубокую веру в помощь Господа, «Заступника немощных, Покровителя упавших духом, Спасителя безнадежных». В книге нет ясного упоминания о воскресении, но в благодарственной песне в заключение книги Иудифь уповает на день Судный, в который Всемогущий воздаст (грешникам) за всякое зло и неправду. Оригинальный язык книги и переводы Первоначально книга была написана на еврейском языке, но еврейский оригинал её утрачен, хотя сохранились позднейшие мидраши, основанные на пересказе книги Иудифи. Никаких фрагментов этой книги не было обнаружено и среди свитков мертвого моря. Книга Иудифи сохранилась в трех древних греческих редакциях, которые незначительно отличаются друг от друга. Существует также сирийский и латинский тексты, каждый из которых следует одной из трех греческих редакций. Текст Вульгаты отличается от всех вариантов и представляет собой значительное сокращение с многочисленными перестановками.