Оглавление


15. Книга Иудифи

Название и деление книги

Книга получила своё название от имени главного действующего лица – Иудифи (с евр. Иегудит – хвалящая). Книга 
разделяется на две части: 
в первой (главы 1-7) содержится описание побед Олоферна, полководца Навуходоносора, осада им родного города 
Иудифи – Ветулии;
во второй части (главы 8-16) описывается подвиг Иудифи. 

Победы Олоферна и осада Ветулии (1-7 главы)

Навуходоносор, царствовавший над ассирийцами в Ниневии, начинает войну против Арфаксада, царя Мидии, и призывает 
к участию в ней все подвластные ему народы, в том числе и из Палестины (1, 6-9). После победы над Арфаксадом 
Навуходонор решил наказать неповиновавшихся его призыву (2, 1-3). Против народов запада был послан главный 
военачальник царя Олоферн, который опустошил многие земли (2, 21; 3, 8) и пришел в землю есдрилонскую, где 
остановился лагерем на целый месяц, готовя наступление на горную часть страны и на Иерусалим. 
Тогда иудеи, недавно возвратившиеся из плена и освятившие Храм (4,3), по призыву первосвященника Иоакима, стали 
воздвигать укрепления на горах, устраивать преграды на дорогах, готовиться к защите горных проходов и вместе с 
тем молить Иегову о помощи (4, 4-15). Узнав о приготовлениях иудеев к сопротивлению, Олоферн пришел в ярость и 
решил истребить их. (5-6). Он подступил к Ветилуе, и овладел источником города, намереваясь заставить ее сдаться 
(7, 1-18).

Главы 8-15. Подвиг Иудифи

По молитве иудеев (7, 19-32) Господь послал им избавительницу в лице Иудифи, прекрасной и Благочестивой вдовы 
(8, 1-8). Предупредив старейшин города (8, 9-36), после усердной молитвы Иудифь одевается в лучшие различные одежды 
и отправляется в лагерь ассирийцев, где она была представлена Олоферну (10). Пленив его своей красотой и мудрой 
речью, Иудифь осталась в ассирийском лагере (12, 9). На следующий день она была приглашена на пир, устроенный 
Олоферном (2, 10-20). По окончании пира, когда опьяневший Олоферн остался один и уснул, а все бывшие на пиру 
разошлись по своим палаткам, Иудифь отрубила ему голову и принесла её в Ветилую (глава 13). Смерть Олоферна, 
ставшая известной утром следующего дня, навела ужас на ассирийское войско, оно обратилось в беспорядочное бегство, 
и было также истреблено преследовавшими ветилуйцами и присоединившимися к ним остальными израильтянами (14-15). 
Победителям досталась богатая добыча, а Иудифь была прославлена как спасительница народа (глава 16).

Литературные особенности книги и время происхождения

Главной проблемой книги Иудифи является вопрос её историчности. Исследователями книги по этому вопросу были 
высказаны различные мнения, которые можно свести к трем следующим:
1) книга представляет собой строго историческое произведение;
2) содержание книги является вымыслом, составленным с нравоучительной целью;
3) в основе книги лежит исторический материал, но в нравоучительных целях используются аллегорические и 
художественные приемы. Последний взгляд на книгу Иудифи признан наиболее правильным. Имена и географические названия, 
упоминаемые в книге: Навуходоносор (1,1), Арфаксад (1,5), Ниневия (1,1), Ветилуя представляют собой анахронизмы и 
аллегории. 
Навуходоносор в действительности был царем вавилонским (605-562), и не мог быть царем в Ниневии, которая была 
разрушена его сыном Набопаласаром ещё в 612 г. История не знает Арфаксада, царя мидийского, а города Ветилуя и 
Ватомесфем неизвестны в Палестине. Содержание книги, несомненно, отражает события эпохи после пленения, так как 
в главах 4,3,5,18 и 19 говорится об отведении иудеев в плен, разрушении Храма, возвращении из  изгнания, об 
освящении сосудов, жертвенника и Храма. 
Историзм книги очевиден в 1-3 главах. Олоферн и Вагой (12,11) – имена персидского происхождения. Из исторических 
источников известно, что носители этих имен принимали участие в карательном походе персидского царя Артаксеркса III 
(359-338 г. до Р.Х.) против Египта и что первый из двух карательных походов в Египет Артаксеркса III действительно 
окончился неудачей. В Египет же можно было пройти только через Палестину. На этом основании некоторые исследователи 
относили содержание и происхождение книги к последним временам персидской империи Ахеменидов. Это, однако, обоснованно, 
воспоминания о кампании Артаксеркса III в западных провинциях его империи и могли снабдить автора книги Иудифи 
материалом для 1-3 глав. Прочие детали повествования трудно согласовать с этим периодом. Ни один персидский царь 
из династии Ахеменидов не мог послужить прототипом для Навуходоносора, о котором сказано, что он восхотел «истребить 
всех богов той земли, чтобы все народы служили одному Навуходоносору» (3,8; ср. 6,2). 
Это описание более подходит для Антиоха IV Епифана (175-164), пытавшегося уничтожить религию иудеев и все негреческие 
религии в своей огромной империи. Такое понимание подтверждает и еврейский мидраш, (кратко, но реалистически 
отражающий в себе историю Иудифи), который жертву Иудифи обозначает греческим термином «гемон» и относит повествование 
ко времени господства Селевкидов.
Датировка временем Маккавейских войн (II в. до Р.Х.) даёт возможность объяснить как свойственную книге одухотворенную 
решимость противостать численно превосходящему противнику, так и описание действий национальной героини среди стана 
врагов. Обезглавленный Олоферн, возможно, представляет Никанора I, грозившего Храму иерусалимскому, центру религиозной 
жизни ветхозаветной Церкви, но побежденного Иудой Маккавеем и тоже обезглавленного (1 Мак. 7, 33-47); ассирийцы 
олицетворяют сирийцев – Селевкидов, а Ниневия – Антиохию, столицу Селевкидов. Ветилуя «в нагорной стране Ефремовой» 
большинством исследователей отождествляется с Сихемом, населенном (во II в. до Р.Х.) самарянами, о которых почему-то 
в книге не упоминается. Повествование в целом достаточно ясно отражает время национального бедствия иудеев: «народ, 
у которого нет ни войска, ни силы для крепкого ополчения» (5, 23), когда сопротивление отдельных лиц и даже героизм 
одной женщины могли стать благословенным средством в борьбе за религиозную и этническую свободу.
Излагая исторический материал с использованием аллегорического метода и художественных приёмов, автор книги в то же 
время стремился прославить недавние победы в Маккавейских войнах, сделать чтение интересным и одновременно вдохновляющим 
на продолжение борьбы. В книге Иудифь представлен образ благочестия эпохи Маккавеев, основанного на строгом соблюдении 
обрядов Закона. Героиня приготовляется к своему подвигу постом и молитвой; она благоговейно соблюдает субботы, праздники 
и новомесячие, ест пищу только дозволенную Законом, но тщательное исполнение обрядов не затемняет в ней истинно 
духовного чувства, которым дышит её молитва в 9,11-14, выражающая глубокую веру в помощь Господа, «Заступника немощных, 
Покровителя упавших духом, Спасителя безнадежных».
В книге нет ясного упоминания о воскресении, но в благодарственной песне в заключение книги Иудифь уповает на день 
Судный, в который Всемогущий воздаст (грешникам) за всякое зло и неправду.

Оригинальный язык книги и переводы

Первоначально книга была написана на еврейском языке, но еврейский оригинал её утрачен, хотя сохранились позднейшие 
мидраши, основанные на пересказе книги Иудифи. Никаких фрагментов этой книги не было обнаружено и среди свитков 
мертвого моря. Книга Иудифи сохранилась в трех древних греческих редакциях, которые незначительно отличаются друг от 
друга. Существует также сирийский и латинский тексты, каждый из которых следует одной из трех греческих редакций. 
Текст Вульгаты отличается от всех вариантов и представляет собой значительное сокращение с многочисленными 
перестановками.


Оглавление