12. Книга Есфири Название книги Название книги заимствовано от имени главной героини повествования – иудеянки Есфири, из колена Вениаминова, которая из бедной сироты возвысилась до звания персидской царицы и послужила, по Промыслу Божию, делу спасения своих соотечественников. Есфирь (в Масоретском тексте – Эстер) – персидское слово и значит «звезда», еврейское же имя Есфири – Гадасса-Мирта (2, 7). Состав и содержание книги По содержанию книга разделяется на 3 части: 1-2 главы – возвышение Есфири; 3-7 главы – замысел Амана против Мардохея и его крушение; 8-10 главы – возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление евреев. 1. Возвышение Есфири (1-2 главы) Персидский царь Агасверош (в греч. переводе Артаксеркс) в третий год правления устроил в своей столице Сузах великий пир для вельмож и военачальников 127 провинций империи, продолжавшийся полгода. Во время пира ему пришла мысль показать гостям свою прекрасную царицу Астинь, которая пировала отдельно с женщинами, но Астинь отказалась исполнить желание царя и, по совету мудрецов, была лишена звания царицы (глава 1). «Когда утих гнев царя» (2, 1), он повелел собрать в Сузы всех красивейших девиц, и из них избрал себе в жены Есфирь, приемную дочь Мардохея, которая стала царицей в седьмой год его правления. Вскоре Мар-дохей раскрыл заговор придворных, спас жизнь царя, и об этом была сделана запись в летописи, но тогда он почему-то не был награжден (глава 2). 2. Замысел Амана и его крушение (3-7 главы) В это время при дворе Агасвероша возвысился вугеянин Аман, при встрече с которым, по приказанию царя, все падали ниц. Но Мардохей, как родственник царицы, не оказывал ему такой чести. Жестокий визирь Аман счел это оскорблением своей чести и решил отомстить Мардохею и всему его народу. В двенадцатый год правления Агасвероша он бросил жребий и обратился к царю с петицией наказать «один народ» за невыполнение законов и при этом обещал внести в царскую казну 10 тысяч талантов серебра с целью подкрепить свою просьбу. Таким обманным путем он исходатайствовал письменный указ царя об истреблении «народа Мардохеева» в 13-й день адара, как указал Аману жребий (глава 3). Мардохей, узнав об этом, оделся во вретище, посыпал пеплом голову и направился во дворец царицы. Он намеревался известить Есфирь о грозившей опасности в надежде, что она сделает все возможное для спасения соотечественников. Для Есфири исполнение этой просьбы представляло большую опасность. Её 30 дней не приглашали к царю, являться же к нему без приглашения было воспрещено под страхом смерти. Но Есфирь решилась на это, составив в уме план спасения. После трехдневного поста она предстала грозному царю, который принял её благосклонно, и пригласила его в этот же день придти к ней на пир вместе с Аманом. Во время пира она упросила царя придти в сопровождении Амана и на следующий день, обещая изложить свою просьбу. Между тем Аман, раздраженный очередным непочтением Мардохея, при возвращении с пиршества устроил виселицы с намерением испросить у царя на следующий день разрешение казнить ненавистного иудея. В ту же ночь случилось, что царь не мог уснуть после пира и приказал принести и читать ему летописи, в которых было записано о забытой им заслуге Мардохея. Утром он призвал Амана и спросил его, что следует сделать человеку, которого царь желает щедро наградить. Аман, полагая, что имеется в виду он сам, указал на самые высокие знаки отличия; царь тут же повелел ему оказать эти почести Мардохею (глава 6). Когда же во время второго пира у Есфири царь снова спросил её, что она желает, Есфирь отвечала: «Да будет дарована мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей», – и, указывая на Амана, объяснила его замысел. Агасверош, увидев себя обманутым, воспылал гневом и велел повесить Амана на той виселице, которая приготовлена была им для Мардохея. 3. Возвышение Мардохея и торжество обреченных на истребление (8-10 главы) Мардохей назначается на почетное место вместо Амана. Поскольку Персидские указы считались неотменяемыми, Мардохею и Есфири было предоставлено право разослать во все области письма, скрепленные перстнем царя, чтобы предотвратить избиение евреев, с разрешением им самим отомстить своим врагам (глава 8). 13 адара, когда враги все же сделали попытку исполнить замыслы Амана, евреи успешно защитили себя, а в следующий, 14-й день этого же месяца, «они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия» (9, 17). О Мардохее говорится, что он изложил историю этих событий и назначил 14-е и 15-е адара для празднования иудеям на вечные времена. Праздник был назван «Пурим» (от «пур» – «жребий»), так как в эти дни Аман готовил столь печальный жребий иудеям, доставшийся в итоге ему самому и язычникам. Евреям выпал счастливый жребий. От Мардохея и Есфири разослано по всем иудеям послание о чудесном избавлении и об учреждении праздника Пурима (9, 20-32). Книга Есфирь заканчивается похвалою Мардохею, употребившему своё влияние при дворе на благо соотечественникам (глава 10). Время описываемых событий Царь Агасверош, избравший Есфирь своею супругою, это персидский царь Ксеркс (485-465), известный своим неудачным походом в Грецию. Название его Артаксерксом в переводе Семидесяти (1,1) объясняется неточностью греческого перевода. Автор, время и цель написания книги В 9, 20-32 говорится, что Мардохей вместе с Есфирью написали послание к иудеям об учреждении праздника Пурим с объяснением исторических обстоятельств и повода к его учреждению, а это именно и составляет главное содержание книги Есфирь. Отсюда предполагают, что первоначальным писателем книги мог быть Мардохей, а современная редакция книги, возможно, составлена Ездрой. Однако отсутствие упоминания имени Божия в еврейском тексте книги может свидетельствовать о том, что последняя редакция её относится к концу времени Ветхого Завета, когда стали избегать устного и письменного употребления имени Божия – Ягве, считая его непроизносимым. Ближайшее назначение книги Есфирь – запечатлеть на века описанное в книге поучительное событие, служащее примером благодетельного действия промысла Божия, спасающего народ Господень в тяжелых обстоятельствах его жизни, а также дать духовно-нравственное поучение в установленный праздник Пурим, который во Второй Маккавейской книге (глава 15), назван «днем Мардохея». О неканонических местах книги Есфирь В греческом, славянском и русском переводах в разных местах книги Есфирь имеются отсутствующие в еврейском тексте некоторые веские добавления, передающие подробно текст указов, речей (Есфири, Артаксеркса), содержащие и толкование Мардохея. В славяно-русской Библии эти неканонические книги не обозначены счетом стихов. К вставкам относятся: сон Мардохея; указ Амана; молитва Мардохея и Есфири; речи Есфири и Артаксеркса; указ Мардохея от имени Артаксеркса; изъяснение сна Мардохея. В последних строках книги имеется замечание о том, что Лизимах иерусалимлянин, сын Птоломея, истолковал послание о Пуриме, то есть книгу Есфирь, и что послание это впервые принесено в Александрию иудеям Египта дедом Лизимаха, неким Досифеем, в 4-й год царя Птоломея и Клеопатры (112 или 47 год до Р.Х.). Под этими толкованиями Лизимаха и следует разуметь упомянутые неканонические дополнительные книги. У евреев книга Есфири читается в праздник Пурим, в православной Церкви при богослужении она не употребляется.