Оглавление


12. Книга Есфири
Название книги

Название книги заимствовано от имени главной героини повествования – иудеянки Есфири, из колена Вениаминова, которая 
из бедной сироты возвысилась до звания персидской царицы и послужила, по Промыслу Божию, делу спасения своих 
соотечественников. Есфирь (в Масоретском тексте – Эстер) – персидское слово и значит «звезда», еврейское же имя 
Есфири – Гадасса-Мирта (2, 7).

Состав и содержание книги 

По содержанию книга разделяется на 3 части:
1-2 главы – возвышение Есфири;
3-7 главы – замысел Амана против Мардохея и его крушение;
8-10 главы – возвышение Мардохея и спасение обреченных на истребление евреев.

1. Возвышение Есфири (1-2 главы)

Персидский царь Агасверош (в греч. переводе Артаксеркс) в третий год правления устроил в своей столице Сузах великий 
пир для вельмож и военачальников 127 провинций империи, продолжавшийся полгода. Во время пира ему пришла мысль показать 
гостям свою прекрасную царицу Астинь, которая пировала отдельно с женщинами, но Астинь отказалась исполнить желание 
царя и, по совету мудрецов, была лишена звания царицы (глава 1). «Когда утих гнев царя» (2, 1), он повелел собрать в 
Сузы всех красивейших девиц, и из них избрал себе в жены Есфирь, приемную дочь Мардохея, которая стала царицей в 
седьмой год его правления. Вскоре Мар-дохей раскрыл заговор придворных, спас жизнь царя, и об этом была сделана запись 
в летописи, но тогда он почему-то не был награжден (глава 2).

2. Замысел Амана и его крушение (3-7 главы)

В это время при дворе Агасвероша возвысился вугеянин Аман, при встрече с которым, по приказанию царя, все падали ниц. 
Но Мардохей, как родственник царицы, не оказывал ему такой чести. Жестокий визирь Аман счел это оскорблением своей 
чести и решил отомстить Мардохею и всему его народу. В двенадцатый год правления Агасвероша он бросил жребий и 
обратился к царю с петицией наказать «один народ» за невыполнение законов и при этом обещал внести в царскую казну 
10 тысяч талантов серебра с целью подкрепить свою просьбу. Таким обманным путем он исходатайствовал письменный указ 
царя об истреблении «народа Мардохеева» в 13-й день адара, как указал Аману жребий (глава 3).
Мардохей, узнав об этом, оделся во вретище, посыпал пеплом голову и направился во дворец царицы. Он намеревался 
известить Есфирь о грозившей опасности в надежде, что она сделает все возможное для спасения соотечественников. 
Для Есфири исполнение этой просьбы представляло большую опасность. Её 30 дней не приглашали к царю, являться же к 
нему без приглашения было воспрещено под страхом смерти. Но Есфирь решилась на это, составив в уме план спасения. 
После трехдневного поста она предстала грозному царю, который принял её благосклонно, и пригласила его в этот же 
день придти к ней на пир вместе с Аманом. Во время пира она упросила царя придти в сопровождении Амана и на следующий 
день, обещая изложить свою просьбу. Между тем Аман, раздраженный очередным непочтением Мардохея, при возвращении с 
пиршества устроил виселицы с намерением испросить у царя на следующий день разрешение казнить ненавистного иудея. В 
ту же ночь случилось, что царь не мог уснуть после пира и приказал принести и читать ему летописи, в которых было 
записано о забытой им заслуге Мардохея. Утром он призвал Амана и спросил его, что следует сделать человеку, которого 
царь желает щедро наградить. Аман, полагая, что имеется в виду он сам, указал на самые высокие знаки отличия; царь тут 
же повелел ему оказать эти почести Мардохею (глава 6).
Когда же во время второго пира у Есфири царь снова спросил её, что она желает, Есфирь отвечала: «Да будет дарована 
мне жизнь моя, по желанию моему, и народ мой, по просьбе моей», – и, указывая на Амана, объяснила его замысел. 
Агасверош, увидев себя обманутым, воспылал гневом и велел повесить Амана на той виселице, которая приготовлена была 
им для Мардохея.

3. Возвышение Мардохея и торжество обреченных на истребление 
    (8-10 главы)

Мардохей назначается на почетное место вместо Амана. Поскольку Персидские указы считались неотменяемыми, Мардохею и 
Есфири было предоставлено право разослать во все области письма, скрепленные перстнем царя, чтобы предотвратить 
избиение евреев, с разрешением им самим отомстить своим врагам (глава 8).  
13 адара, когда враги все же сделали попытку исполнить замыслы Амана, евреи успешно защитили себя, а в следующий, 
14-й день этого же месяца, «они успокоились и сделали его днем пиршества и веселия» (9, 17).
О Мардохее говорится, что он изложил историю этих событий и назначил 14-е и 15-е адара для празднования иудеям на 
вечные времена. Праздник был назван «Пурим» (от «пур» – «жребий»), так как в эти дни Аман готовил столь печальный 
жребий иудеям, доставшийся в итоге ему самому и язычникам. Евреям выпал счастливый жребий. От Мардохея и Есфири 
разослано по всем иудеям послание о чудесном избавлении и об учреждении праздника Пурима (9, 20-32).
Книга Есфирь заканчивается похвалою Мардохею, употребившему своё влияние при дворе на благо соотечественникам 
(глава 10).

Время описываемых событий
Царь Агасверош, избравший Есфирь своею супругою, это персидский царь Ксеркс (485-465), известный своим неудачным 
походом в Грецию. Название его Артаксерксом в переводе Семидесяти (1,1) объясняется неточностью греческого перевода.

Автор, время и цель написания книги
В 9, 20-32 говорится, что Мардохей вместе с Есфирью написали послание к иудеям об учреждении праздника Пурим с 
объяснением исторических обстоятельств и повода к его учреждению, а это именно и составляет главное содержание книги 
Есфирь. Отсюда предполагают, что первоначальным писателем книги мог быть Мардохей, а современная редакция книги, 
возможно, составлена Ездрой. Однако отсутствие упоминания имени Божия в еврейском тексте книги может свидетельствовать 
о том, что последняя редакция её относится к концу времени Ветхого Завета, когда стали избегать устного и письменного 
употребления имени Божия – Ягве, считая его непроизносимым. Ближайшее назначение книги Есфирь – запечатлеть на века 
описанное в книге поучительное событие, служащее примером благодетельного действия промысла Божия, спасающего народ 
Господень в тяжелых обстоятельствах его жизни, а также дать духовно-нравственное поучение в установленный праздник 
Пурим, который во Второй Маккавейской книге (глава 15), назван «днем Мардохея».

О неканонических местах книги Есфирь
В греческом, славянском и русском переводах в разных местах книги Есфирь имеются отсутствующие в еврейском тексте 
некоторые веские добавления, передающие подробно текст указов, речей (Есфири, Артаксеркса), содержащие и толкование 
Мардохея. В славяно-русской Библии эти неканонические книги не обозначены счетом стихов. К вставкам относятся: сон 
Мардохея; указ Амана; молитва Мардохея и Есфири; речи Есфири и Артаксеркса; указ Мардохея от имени Артаксеркса; 
изъяснение сна Мардохея.
В последних строках книги имеется замечание о том, что Лизимах иерусалимлянин, сын Птоломея, истолковал послание о 
Пуриме, то есть книгу Есфирь, и что послание это впервые принесено в Александрию иудеям Египта дедом Лизимаха, неким 
Досифеем, в 4-й год царя Птоломея и Клеопатры (112 или 47 год до Р.Х.). Под этими толкованиями Лизимаха и следует 
разуметь упомянутые неканонические дополнительные книги.
У евреев книга Есфири читается в праздник Пурим, в православной Церкви при богослужении она не употребляется.


Оглавление