Оглавление


11. Книга Неемии

Как в еврейской, так и в греческой Библиях книга надписывается именем Неемии. Надписание указывает на главный 
предмет повествования – славную деятельность Неемии среди иудеев, потерявших чистоту отеческой веры. В латинской 
Библии книга Неемии помещается как Вторая книга Ездры.

Автор книги и цель её написания

Автором книги является сам Неемия, что с очевидностью вытекает из начальных слов книги: «Слова Неемии, сына Ахалиина…». 
Это подтверждает и анализ текста; язык книги особый, отличный от языка книг Ездры. 
Известно, что Неемия был из царского рода колена Иудина и занимал почетную должность виночерпия при персидском царском 
дворе. У него было два имени. Первое – Неемия, в переводе с еврейского означающее «утешитель» или «утешение Господне», 
и это весьма соответствовало характеру его служения, что позволило некоторым толкователям увидеть в Неемии прообраз 
Христа. Второе имя – Тиршафа – означает «вождь», «правитель».
Библия повествует, что Неемия возвратился на родину на двадцатом году царствования Артаксеркса в качестве 
народоправителя и был снабжен, как и Ездра, большими полномочиями. Это позволило ему успешно и в короткий срок 
провести обширные работы по восстановлению города и особенно городских стен, несмотря на препятствия со стороны врагов.
На некоторое время Неемия возвращается в Персию, но скоро вновь приходит в Иудею.
Как в первый, так и во второй приход Неемия много внимания уделяет очищению нравственности иудеев, равно как и 
укреплению их политического положения. В этом ему много помогает священник Ездра. Славное имя Неемии вошло и в другие 
библейские книги. Так, Иисус, сын Сирахов, восхваляет его за восстановление стены (Сир. 49, 15), а автор Маккавейских 
книг – за составление библиотеки, в которой были собраны сказания о царях и пророках (2 Макк. 2, 13).
 Цель написания книги двоякая: во-первых, продолжить историю Ездры, а во-вторых, показать промыслительное действие 
десницы Божией, избавляющей Свой народ от нужды и угнетения и сохраняющей его ради грядущего Мессии. Содержание можно 
условно поделить на 3 части.
1 часть – (с 1 по 7 главы). История возвращения Неемии в Иерусалим и восстановление под его руководством стен города.
2 часть – (с 8 по 10 главы). Описание обучения народа Закону Божию Ездрой и Неемией.
3 часть – (с 11 по 13 главы). Повествование об освящении городских стен и очищении нравов народа.

Отношение книги Неемии к Первой книге Ездры

Книга Неемии продолжает повествование об истории иудейского народа, начатое Ездрой. Но если Ездра рассказывает о 
построении Храма, то в книге Неемии подробно и обстоятельно говорится о гражданском устройстве народа на религиозных 
началах.


Оглавление