Оглавление


10. Первая книга Ездры
Название книги

Надписание книги указывает на её автора. В еврейской Библии книга эта обозначается одним словом «Ездра». В греческой 
Библии книг с названием Ездры две. Причем рассматриваемая нами книга стоит на втором месте и надписана:    
 – то есть «Ездры священника вторая».
В латинской, славянской и русской Библиях книга надписана так: «Первая книга Ездры». В латинской Библии насчитывается 
4 книги Ездры. Книга Неемии именуется в латинской Библии Второй книги Ездры, Вторая книга Ездры идет под номером 3, 
а третья – под номером 4.

Исторические сведения об авторе

Священник и книжник Ездра происходил из первосвященнического рода по линии Елиазара, сына Ааронова. Считают, что он 
был внуком (правнуком?) казненного Навуходоносором первосвященника Сераии (4 Цар. 25, 18-21). Знатность происхождения 
и природный талант позволили получить ему прекрасное образование и занять место придворного воспитателя при вавилонском 
царском дворе. Кроме того, Ездра был известен как весьма ревностный исполнитель Закона Моисеева.
В 458 году до Р.Х. Ездра получил грамоту от царя Артаксеркса, предоставляющую ему и прочим иудеям право возвратиться 
из Вавилона в Иерусалим. Это второе переселение он и возглавил. Первое переселение, как известно, было под 
предводительством Зоровавеля в 538 году по указу Персидского царя Кира.
От царя Артаксеркса Ездра получил почти неограниченную власть, что позволило ему успешно заниматься внутренним 
устройством и религиозным просвещением иудейского общества. Главной целью Ездры было воссоздать общество, устроенное 
на началах теократии и Закона Моисеева. Основными направлениями его деятельности были: 
1. Установление церковно-богослужебного порядка; 
2. Просвещение народа через публичное чтение Закона Моисеева; 
3. Очищение народной нравственности (расторжение смешанных браков с язычниками); 
4. Составление канона ветхозаветных книг. Последнее требовало особого кропотливого труда, для чего Ездрой было 
устроено ученое сообщество («Великая синагога»), с помощью которого был приведен пересмотр и исправление священных 
книг.
Более десяти лет народ находился под мудрым правлением Ездры. Когда же управление принял на себя Неемия, Ездра целиком 
посвятил себя учительству и нравственному воспитанию еврейского народа. Он занимался толкованием Закона Моисеева, 
принимал участие в освящении Иерусалимских стен. За свою мудрость Ездра снискал большое уважение не только у иудеев, 
но и у соседних народов. Арабы почитают его как ученого мужа.
Скончался Ездра в глубокой старости и с честью был погребен в Иерусалиме (по сведениям Иосифа Флавия, скончался он 
ста двадцати лет в Персии во время второго путешествия к Артаксерксу).

Цель написания книги

1. Продолжение истории народа Божия и доведение её до событий, свидетелем которых был сам автор.
2. Общая цель всех священных книг – указание зависимости внешнего успеха от чистоты веры и нравственности. Священник 
Ездра желал возродить в сердцах иудеев любовь к Богу, к Храму и Закону, свидетельствуя о милости Божией, явленной 
роду в сохранении его в тяжких обстоятельствах плена. Народ сумел сохранить в плену даже родословные записи, дабы 
точно знать, откуда должен произойти обетованный Мессия.

Очерк содержания Первой книги Ездры

Главным предметом повествования данной книги является история возвращения иудеев из вавилонского плена.
1 часть (с 1 по 6 главы) описывает первое возвращение иудеев под предводительством Зоровавеля и первосвященника Иисуса 
и их деятельность в Иерусалиме.
2 часть (с 7 по 10 главы) рассказывает о втором  возвращении оставшихся иудеев под предводительством Ездры и труды 
Ездры по очищению веры и нравственности народа.


Оглавление