Оглавление


8,9. КНИГИ ПАРАЛИПОМЕНОН

Название их таково в еврейской, греческой и латинской Библии.
В еврейской Библии книги Паралипоменон составляют одну книгу, которая называется «Диврей - аямим», что означает 
«Словеса дней», то есть дневник или летопись.
В переводе семидесяти и в других греческих списках книга состоит из двух частей, озаглавленных «Первая и вторая 
книги Паралипоменон». Греческое слово  означает «содержащее добавление», «пропущенное».
В латинской Библии книги надписаны Chronicorum (то есть хроники или летописи). Название это им 
дал блаженный Иероним, и оно, как удачное, вошло во многие издания Библии.

Автор
Составитель книг не известен. По мнению исследователей, книги написаны одним лицом. Это подтверждается единством 
плана обеих книг, единством цели, языка и манеры изложения. Сами книги об авторе не дают никаких сведении, но по 
характеру их можно заключить, что составитель был, по всей вероятности, иерусалимский левит, тесно связанный со 
своей средой. Древнее еврейское предание называет автором книг священника Ездру.
Это косвенно подтверждается тем, что конец Второй книги Паралипоменон и начало Первой книги Ездры буквально сходны.

Время и цель написания

Анализ текста дает возможность установить, что книги писались в эпоху политического, а главное, религиозно-церковного 
возрождения иудейской нации, возвратившейся из вавилонского плена, то есть после 450 г. до Р.Х.
Целью написания книг было стремление указать иудеям на древние постановления и предписания о разделении Земли 
Обетованной между коленами Израилевыми, чтобы восстановить царство еврейское в том виде, в каком оно существовало в 
эпоху своего расцвета. А поскольку центральное место в жизни богоизбранного народа занимал принцип теократии, 
главенствующий в повседневной религиозной жизни и особенно в богослужении при Храме, писатель стремится возбудить 
любовь к богоучрежденному порядку. В этой связи становится понятным, почему автор столь подробно описывает 
богослужение при Храме, распределение священников по чредам и прочие детали их жизни. С особой любовью останавливается 
автор на благочестивых царях: Давиде, Соломоне, Иосафате, Асе, Езекии и Иосии. Историю нечестивых царей автор 
фактически опускает.

Источники книг Паралипоменон

Источниками для написания книг Паралипоменон послужили различные книги Ветхого Завета. Это и Моисеево Пятикнижие, 
по которому составлялись родословные списки, и исторические книги Иисуса Навина, Судей, Руфь. Ссылаясь на книги Царств, 
автор называет их «словесами Самуила видящего, Нафана пророка и Гада провидящего». Вообще, в книгах Царств и 
Паралипоменон много буквально сходных повествований. Возникает вопрос: не напрасны ли все эти повторения?
Следует учитывать, что цель написания книг Царств и Паралипоменон – не одинакова. Если в книгах Царств много места 
отводится повествованию биографического характера и теоретическим вопросам, то книги Паралипрменон излагают скорее 
церковную историю, нежели государственную. В них даются подробные сведения о подготовке к строительству Храма при 
Давиде, о построении его Соломоном, о реформатской деятельности Асы, о стремлении Иосафата и Езекии научить народ 
Закону Божию, восстановить порядок богослужения.
Необходимо отметить, что текст книг Паралипоменон очень неисправен. Это, прежде всего, касается дат и имен. Вопрос 
этот очень сложен, и на него указывал ещё блаженный Иероним.

Разделение на части и очерк содержания

Материал, изложенный в обеих книгах Паралипоменон, условно можно поделить на 4 части.
1 часть – (1 Пар., 1-9 главы). Родословные таблицы ведутся от Адама. Особенно подробно изложены родословные колена 
Иудина, Левиина и Вениаминова.
2 часть – (1 Пар., 10-29 главы). Царствование Давида.
3 часть – (2 Пар., 1-9 главы). Царствование Соломона.
4 часть – (2 Пар., 10-36 гл.). История преемников Соломона царей Иудейских.
В последней, 36 главе, упоминается указ царя Кира о восстановлении разрушенного иерусалимского Храма.

Распределение Давидом священников по чредам 
для священнослужения при скинии храма (1 Пар. 24, 1-19)

Этим благочестивым делом Давид занялся в последние дни своей жизни, когда на царский престол уже восшел его сын 
Соломон. Ревность о славе Божией и забота о благолепии и порядке при скинии побуждала царя упорядочить службу. 
Некогда учрежденный Моисеем и Аароном порядок служения к этому времени нарушился. Пример тому – нечестие сыновей 
Илиевых, священников Офния и Финееса.
Священство, принадлежавшее роду Аарона, во времена Давида было представляемо двумя линиями, или священническими родами, 
Елиазара и Ифамара (Елиазар и Ифамар – два младших сына Аарона, старшие же сыновья наследников по себе не оставили). 
Род Елиазара во времена Давида возглавлял священник Садок; род этот насчитывал шестнадцать глав поколений, а род 
Ифамара возглавлял священник Ахимелех; этот род насчитывал восемь глав поколений. Объединив всех глав поколений 
(16+8=24), Давид распределил весь годовой богослужебный цикл между ними. Распределяя служение по 24 чредам, царь 
прибегнул к жребию, дабы избежать возможных недоразумений, причем жребий тянули поочередно то из рода Елиазарова, 
то из рода Ифамарова. Результаты жеребьевки сразу же записывались в специальные книги и тем самым закреплялись за 
определенным лицом на века. Так, известно, что Захария – отец Иоанна Крестителя, был из восьмой чреды Авиевой и 
обязан был дважды в год приходить на неделю в Храм для совершения богослужения.
Подобным образом, то есть на 24 чреды, были распределены Давидом и левиты, которые занимали при храме менее почетные 
должности: служили привратниками, писцами, музыкантами, певчими, сторожами кладовых (ризничими).

2 книга Паралипоменон, 36 глава (неканоническая): молитва Манассии

Манассия – нечестивый царь Иудеи. Царствовал в Иерусалиме после Езекии 50 лет. Был приверженцем идолопоклонства, 
«гадал, ворожил и чародействовал». Поклонялся всему воинству небесному». Господь наказал его пленением. Ассирийцы 
«заковали Манассию в кандалы и отвели в плен в Вавилон». «И в тесноте своей» он смирился, каялся в грехах и призывал 
Бога. Господь услышал его покаянную молитву, простил «и возвратил его на царство в Иерусалим», где Манассия 
восстановил жертвенник Господень и до смерти уже не согрешал пред Богом (2 Пар. 33). Сама покаянная молитва Манассии 
была написана позже неизвестным автором на основе предания. В еврейском тексте её нет, а в греческой Библии она 
помещена в конце Второй книги Паралипоменон. Молитва царя Манассии вошла в церковное богослужение (последование 
Великого Повечерия) как образец покаяния. Этот покаянный гимн употребляется в Церкви с древнейших времен.

Содержание покаянной молитвы царя Манассии

1. Манассия исповедует свою веру в Бога, Отца святых праотцов «Авраама, Исаака и Иакова и семени их праведного...»
2. Манассия называет Бога Вседержителем неба и земли, пред величием славы Которого трепещут все твари, а наипаче грешники.
3. Но Господь не только грозный Судия, но и любящий отец, милость Которого безмерна.
4. Милость Божия распространяется только на кающихся, а поэтому Манассия далее перечисляет свои многие беззакония, 
особенно идолопоклонство, которым он вводил людей в соблазн и просит Господа излить на него Свою милость и простить 
все прегрешения.
5. Обещает прославлять Бога во все дни своей жизни.


Оглавление