Оглавление


7. Четвертая книга Царств

Книга продолжает историю Израильского и Иудейского царств. Условно её можно разделить на две части. 
Первая часть – (с 1 по 17 главы) – синхронное изложение истории обоих царств до момента падения Израильского 
царства (722 г. до Р.Х.)
Вторая часть – (с 18 по 25 главы) – продолжение истории Иудейского царства до Вавилонского плена (587 г. до Р.Х.)
Более подробно о пророческих школах, обществах, о ложных сроках будет сказано в разделе «Пророческие книги».

Чудесное вознесение пророка Илии на небо

Событие это подробно описано во 2 главе с 1 по 12 стихи Четвертой книги Царств. Чудо это было широко известно по 
всему Израилю, о чем можно судить по первым словам 2 главы («В то время, как Господь восхотел вознести Илию в вихре 
на небо...») и множеству преданий, окружающих судьбу святого пророка. Так, по Талмуду, Илия живет вечно, а иудейский 
историк Иосиф Флавий пишет следующее: «...Около времени Иорама исчез Илия с лица земли, и никто по сей день не знает 
подробностей его кончины, так же как и Еноха» (Древн. IX, 2, 2).
Значение этого события было велико для всей эпохи Ветхого Завета, ибо свидетельствовало об истине загробного 
существования.
Пророк Елисей и сыны пророческие имели особые ощущения этого непостижимого чуда, что заставило их неотлучно следовать 
за Илией. В последней просьбе Елисея ниспослать ему сугубую благодать сказывается ревность его о пророческом служении.
Вознесение Илии на огненной колеснице – символическое изображение чуда. Сверхъестественное действие, каким является 
вознесение святого пророка, невозможно описать земными понятиями и категориями. «Символ огня весьма соответствовал 
ревностному духу Илии, который жег (в смысле – обличал) подобно огню и слово его горело, как светильник», – говорит 
святитель Иоанн Златоуст.
Слова Елисея: «Отец мой, колесница Израиля и конница его...», – относятся к самому Илии, который был действительно 
могущественной опорой Израиля в борьбе с грехом.
Церковь Христова воспевает пророка Илию такими словами: «В плоти Ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия 
Христова Илия славный», – из чего видно, что Илия, вновь возвратившись на землю, будет проповедником покаяния перед 
Вторым пришествием Христа.
С милотию (плащом) учителя Елисей получает сугубую силу, что подтверждается множеством чудес.
 
Чудесное исцеление царя Езекии (4 кн. Цар. 20, 1-11) 

Двенадцатый по счету благочестивый царь Езекия правил Иудеей с 716 по 687 годы до Р.Х. Прославился он как ревнитель 
истинного богопочитания. С этой целью он «отменил высоты, разбил статуи, срубил дубраву и истребил медного змия, 
которого сделал Моисей» (18, 4).
Царь в своих действиях руководствуется Законом, и Господь помогает ему в правлении. Однажды ночью Ангел Господень 
поражает смертью 185 тысяч ассирийцев, осаждающих Иерусалим (4 кн. Цар. 19, 35).
Смертельно больному Езекии пророк Исайя предсказывает скорую кончину. Езекия пламенно и слезно молится о выздоровлении. 
Господь слышит эту молитву и дарует ему ещё 15 лет жизни. Исцеление сопровождается чудесным знамением – тень на 
ступенях Ахазовых возвращается на 10 ступеней (20, 8-11). Скорбь Езекии вызвана тем, что у него не было в то время 
наследников, – объясняет блаженный Иероним. Манассия родился через 3 года после этих событий.
Событие это упоминается в следующих параллельных местах Священного Писания: (Ис. 38, 8; Сир. 48, 26; 2 Цар. 32, 31).
Митрополит Филарет (Дроздов) указывал, что множественность свидетельств Писания служит подтверждением чудесного 
поведения светила.
Современные ученые рассматривают этот астрономический феномен вместе с подобным чудом из истерии завоевания Земли 
Обетованной Иисусом Навином (Ис. Нав. 10, 12-14).

Ревность царя иудейского Иосии о восстановлении 
истинной религии (4 кн. Цар. 22-23)

Среди немногих благочестивых царей иудейских особенно угодил Богу царь Иосия (пятнадцатый по счету), царствовавший 
с 640 по 609 годы до Р. Х. «Царствовал 31 год, – говорит Библия, – делал угодное в очах Господа, и ходил во всем 
путем Давида, отца своего, и не уклонялся ни направо, ни налево» (22, 2). От своего отца Иосия унаследовал духовно 
ослабленное царство, а потому в продолжение шести лет он по всей Иудее и Израилю уничтожал высоты с жертвенниками и 
истуканами. Много сил потратил Иосия на исправление повреждений в Храме Иерусалимском, который требовал капитального 
ремонта. Храм под наблюдением специальной комиссии был очищен и обновлен. Во время работ священник Хелкия нашел 
книгу Закона Господня. Чтение её удивительно подействовало на царя и удвоило его ревность. Пророчица Олдама, у которой 
спросили совета, объявила «суды Господни» над землею. Гнев Божий постигнет народ за неисполнение Закона, но Иосию Бог 
помилует за его смирение и мудрость.
Главным событием в жизни Иосии было восстановление священного обычая празднования Пасхи. Царь возобновит завет с Богом 
в доме Господнем при свидетельстве всего народа.
По всей стране Иосия истребил гадателей, волшебников и языческие мерзости. Греховное падение народа было столь велико, 
что при Иерусалимском Храме Иосия обнаружил дома блудилищные и идолов, которых немедленно сжег. За все эти беззакония 
Господь наказал иудеев после смерти царя Иосии, ибо обращение их от греха и покаяние было лицемерным, утверждение 
благочестия было только внешним и временным; в сердце своем народ оставался преданным идолопоклонству (4 кн. 
Царств 23, 26-27).


Оглавление