Оглавление


5. Вторая книга Царств

Книга содержит 24 главы и представляет собой единое повествование о царствовании святого Давида. Условно Вторую 
книгу царств можно разделить на 4 части:
1. С 1 по 4 главы. Семилетнее царствование Давида в Хевроне над коленом Иудиным.
2. С 5 по 10 главы. Блестящий период царствования Давида над всем Израилем.
3. С 11 по 18 главы. Грехопадение Давида. Нарушение благоденствия и мира в царстве.
4. С 19 по 24 главы. Возвращение Давида в Иерусалим, восстановление власти в Израиле.

Достоинство Давида как царя и богодухновенного писателя

В священной ветхозаветной истории личность этого царя и пророка занимает особо достойное место. Младший сын Иессея, 
уроженец Вифлеема, Давид был избран в цари над Израилем вместо Саула и помазан Самуилом задолго до воцарения. 
Одаренный от Бога телесной красотой и различными талантами, в помазании Давид получил особую благодать Божию, которая 
всегда укрепляла и защищала его на исполненном скорбей и испытаний долгом жизненном пути.
В молодые годы он отличался храбростью, верой и упованием на Бога и, будучи ещё юношей, благодаря своим музыкальным 
способностям, красоте и другим качествам получил приближение ко двору, чтобы игрой на арфе успокаивать взволнованный 
дух царя Саула. Давид очень понравился Саулу, и он сделал его своим оруженосцем. Но вначале войны с филистимлянами 
Давид, по-видимому, вернулся к стадам своего отца, которые он пас раньше, будучи ещё мальчиком. Придя однажды в лагерь 
к братьям, Давид увидел Голиафа, вызвался сразиться с ним и убил его. Покрытый славой, он вернулся ко двору и был 
поставлен главнокомандующим; он приобрёл любовь народа и стал затем царем. Ненависть Саула к нему заставила его бежать, 
и он долгое время скитался в пустыне, скрываясь в пещерах от преследующего его царя; наконец, он убежал к филистимлянам. 
Смерть Саула и Ионафана открыли ему дорогу к престолу.
Вторично Давид был помазан царём над Иудой в Хевроне (2 Цар. 2, 4), где царствовал семь лет. После смерти сына Саула 
Иевофея все колена признали Давида царём и он был помазан третий раз.
После покорения Иерусалима Давид сделал этот город столицей всего Израиля, он торжественно перенёс сюда ковчег Завета, 
заботился об упорядочении богослужения, благодаря чему духовно сплотил народ израильский. Мудростью и неусыпной 
энергией он укрепил свое царство; его опытность и предусмотрительность не допускали врагов напасть на него врасплох; 
он расширил границы своего царства от Красного моря и Египта до Евфрата (2 Цар. 8). Огромное количество военной добычи 
обогатило народ и доставило обильный материал для постройки великолепного храма, которую царь намеревался предпринять, 
но Господь поручил это сделать сыну его Соломону (2 Цар. 7). Давид не был свободен от искушений; во многом отличаясь 
от современных ему царей, он все же впадал в тяжкие грехи. Священное Писание не умалчивает о его бесчестном поступке 
с Урией и Вирсавией; оно говорит также о Божием наказании за тот грех и о том, что Давид, покаявшись, получил от Бога 
милость, о которой просил (2 Цар. 11-12; Пс. 50). С того времени Бог смирял его частыми испытаниями. В своей семье он 
видел разлад, бесчестные поступки и кровопролитие; история Фамари, Амнона и Авессалома дают нам почувствовать, как 
терзалось его сердце. Восстание под предводительством Авессалома (2 Цар. 15), Савея (2 Цар. 20) и Адонии (3 Цар. 1), 
голод и моровая язва, поразившие народ, служили для него тяжкими испытаниями. Подготовив всё необходимое для постройки 
храма и завещав Соломону хранить «завет Господа, ходя путями Его» (3 Цар. 2, 3), Давид скончался на сороковом году 
царствования над Израилем.
Давид был одним из немногих царей Израилевых, стоявших на высоте своего служения, хотя как человек и он подвергался 
тяжким грехопадениям. Основными добродетелями Давида-царя были правосудие и богобоязненность. Псалом 100, написанный 
царственным пророком – лучшее свидетельство сказанному. Обладая неограниченной царской властью, Давид всегда подчинял 
царские права и власть постановлениям закона Божия. Священный писатель говорит, что Давид был «верен» в звании 
«помазанника Бога Иаковлева» (2 Цар. 23, 1). Он сиял истинным и нелицемерным благочестием среди современных ему 
языческих восточных царей, своеобразных деспотов, тиранов, которым во многом уподоблялся его предшественник Саул.
Особенная часть принадлежит святому царю Давиду как богодухновенному писателю. Исключительное значение его писаний 
в том, что он явился первым составителем и певцом богослужебных «благолепных псалмов Израилевых». «Сладкий певец 
Израиля» (2 Цар. 23, 1) снискал себе на этом поприще неувядаемую славу.
Богодухновенные псалмы царя Давида составляют основу православного богослужения. О значении Псалтири в духовной жизни 
христианина выразительно пишет святой Василий Великий: «Чему же не научишься из псалмов? Не познаешь ли отсюда 
величие мужества, строгость справедливости, честность целомудрия, совершенство благоразумия, образ покаяния, меру 
терпения и всяких земных благ, какое не наименуешь?  Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии 
Христовом во плоти, угроза судом, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровение таинств. Все 
как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов».
До Давида священные песни и гимны не имели систематического употребления за богослужением, хотя нам и известны такие 
древние произведения, как «Песнь Моисея при переходе через Чермное море», «Песнь Деворы и Варака», «Песнь Анны», 
народные гимны из книги Праведного. Давид ввел в богослужение постоянное пение, сопровождаемое игрой на музыкальных 
инструментах. В своем песнотворчестве Давид предстает пред нами не только как талантливый певец и царь, но и как 
пророк. Вся жизнь святого вождя Израильского, запечатленная в его псалмах, вкладывалась под водительством Божиим. 
Будучи родоначальником Мессии, царь Давид жизнью своей как бы таинственно предизображает жизнь Спасителя. Начиная 
говорить о себе, Давид часто вдохновляется до пророческого созерцания иной, более высокой Личности, чем его 
собственная, и «изливается из сердца царя слово благое» о Том, кто «прекраснее» всех «сынов человеческих» (Пс. 44, 3). 
Церковь учит, что все эти возвышенные слова относятся к Мессии, Спасителю. Так, например, сетуя о своих грехах, 
далее Давид запечатлевает в псалмах образ страдальца, беззакония которого превысили его и тяготеют над ним тяжелым 
бременем. Тот, кто называет себя в псалме «нищим и уничиженным», служит таинственным прообразом Сына Божия, на 
Которого Небесный возложил бремя грехов всего человечества. Злострадания Давида – прообраз страданий Христа 
Спасителя (Пс. 21). Торжество Давида над врагами – прообраз победы Христа Спасителя (Пс. 2, 7-9; 16, 9-11) над 
смертью и диаволом.

2 Цар. 7. 12-17. Пророчество Нафана об утверждении дома Давидова

После укрепления Иерусалима – столицы объединенного Израиль-ского царства – Давид воодушевился благим намерением 
достроить Храм. «Вот, я живу в доме кедровом, а ковчег Божий находится под шатром», – делится царь своими мыслями 
с пророком Нафаном и получает одобрение от него. Но Господу было неугодно принять эту жертву из рук воинственного 
Давида,  что и было открыто пророку Нафану. Пророк пересказывает царю откровение и поясняет, что Господь не нуждается 
в рукотворенном храме, «кедровом доме». Но за ревность о славе Божией Господь дает Давиду через Нафана обетование об 
утверждении дома Давидова на веки (7, 12-17). 
Так как пророчество это произносилось в конкретной исторической ситуации, то отчасти слова пророка Нафана могут быть 
отнесены к сыну Давида – Соломону, но лишь отчасти: Соломон строит Храм Иерусалимский, и благоволение Божие до времени 
пребывает с его царством.
Однако во всей силе и полноте великие обетования Божии, данные Давиду, могут относиться только к грядущему Мессии. 
В качестве подтверждения укажем на следующее: 
1) Вечное царствование и утверждение престола Давида на веки не может быть обещано Соломону; 
2) «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» — эти слова цитирует апостол Павел в Послании к Евреям (1, 5) и относит 
их ко Христу. 
3) В благовестии Архангела Гавриила Деве Марии повторяются слова обетования Божия: «И даст Ему Господь Бог престол 
Давида отца Его, и воцарится в дому Израилеве во веки, и царствию Его не будет конца» (Лк. 1, 32-33). Сам Давид 
предвидел исполнение слов обетования не на ближайшем своем потомстве, а «вдали» (2 Цар. 7, 19).

 1. Завещая Соломону построить Храм, Давид говорит о причине, не позволившей ему создать Дом Богу. Бог сказал Давиду: 
«Ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему» (1 Цар. 22, 7-8).


Оглавление