Оглавление


 
4. Первая книга Царств

Первая книга Царств состоит из 31 главы. Содержание её можно условно поделить на 3 части.
1) 1 – 4 главы. Время правления священника Илия.
2) 5 – 12 главы. Время правления пророка Самуила.
3) 13 – 31 главы. Время царствования Саула.

Основные места из Первой книги Царств

1. Пророческая песнь Анны и предсказание о Мессии (2, 1-10). В своей молитве праведная Анна благодарит Бога за 
исполнение её прошения о чадородии. Основная мысль молитвы: Господь — единственный истинный утешитель и защитник 
всех страждущих и смиренных, а также правосудный отмститель гордым и злым, надеющимся на свои силы. Молитва эта 
явилась ветхозаветным прообразом Песни Богородицы «Величит душа моя Господа... яко призре на смирение рабы Своея, 
се бо от ныне ублажат Мя вси роди... низложи сильныя со престол и вознесе смиренныя, алчущия исполни благ и 
богатящияся отпусти тщи...» (перевести на русский) (Лк. 1, 46-55). Близость содержания обеих песен объясняется тем, 
что молитва праведной Анны рассматривалась ветхозаветной Церковью как пророческий гимн и часто употреблялась за 
богослужением.
В пророческой песне Анны впервые обетованное «семя жены» (Быт. 3,  15), Спаситель мира, именуется Помазанником, 
Мессией (2, 10).
Святые отцы новозаветной Церкви оставили толкование на некоторые важные места этого пророчества. 
Глава 2, стих 5: «даже неплодная рождает семь раз, а многоплодная изнемогает». Блаженный Феодорит: «Сказанное Анной — 
«неплодная рождает семь раз...» — предвозвещает многоплодие Церкви, потому что число семь означает множество 
(Творения. Т. 1. С. 324). Он же: «Господь сотрет препирающихся с Ним» (10 стих) – этим предвозвещает низложение диавола». 
«Господь взошел на небеса и возгремел», — свидетельство о вознесении нашего Спасителя. «Господь будет судить концы 
земли», — предсказание о втором Пришествии Владыки Христа».
Блаженный Иероним: «...и вознесет рог Помазанника Своего», — эти слова обозначают величие Царства Христова» 
(Творения. Т. 14. С. 196).
Духовная глубина этого ветхозаветного пророчества была причиной того, что Песнь праведной Анны легла в основу 
содержания третьей песни канона на всенощном бдении Православной Церкви. Например, в каноне на праздник Богоявления 
читаем: «Неплодная прежде и страдавшая бесчадием, радуйся ныне, Христова Церковь; ибо водою и Духом у тебя родились 
сыны...». И ещё: «Крепость даяй царем нашим Господь, и рог помазанных Своих возносяй, от Девы рождается...». На 
Рождество Христово: «... Христу Богу возопиим, вознесый рог наш, свят еси Господи...».
2. О призвании Самуила к пророческому служению повествует третья глава Первой книги Царств. Святой пророк Самуил был 
тогда ещё в отроческом возрасте и прислуживал на богослужениях, совершаемых священником Илием. «Слово Господне было 
редко в те дни, видения были не часты» (1 Цар. 3, 1), – это признак оскудения духовного. Выше говорилось о беззакониях, 
совершаемых при Скинии сыновьями Илия Офнием и Финеесом. В это бедственное для Израиля время Господь возжигает новый 
светильник благочестия, чтобы в свете его были обнажены и осуждены грехи народа. Господь в откровении святому Самуилу 
произносит суд над домом Илия, о котором юный пророк и возвещает священнику. «И возрос Самуил, и Господь был с ним; 
и не оставалось ни одного из слов его не исполнившимся. И узнал весь Израиль, что Самуил удостоен быть пророком 
Господним» (1 Цар. 3, 19-20).
После смерти Илия Самуил сделался судьёю и, благодаря его влиянию, израильтяне уничтожили своих идолов (1 Цар. 7, 3), 
и, собравшись на войну, поразили филистимлян. Самуил судил народ во все дни своей жизни (1 Цар. 7, 15), из года в год, 
обходя пределы Израиля. В Раме, в своем родном городе, пророк построил жертвенник, молился за народ и совершал 
жертвоприношения. Торжественное празднование Пасхи, которое устроил Самуил, жило в воспоминаниях летописцев ещё 
несколько столетий (2 Цар. 35, 18). При наступлении старости он поставил своих сыновей судьями над Израилем. Но они 
«не ходили путями его, а уклонились в корысть», вследствие чего народ стал требовать от Самуила поставить им царя. 
Такая просьба не понравилась пророку, однако Господь велел ему исполнить желание народа, предварительно ознакомив 
его с требованиями, которые царь имеет право предъявлять своим подчинённым. Выслушав от Самуила «права царя» 
(1 Цар. 8, 9), народ всё-таки стал настаивать на исполнении своего желания. Тогда Самуил помазал над ними царём Саула, 
сына Кисова (1 Цар. 9-10).
Потом он созвал общенародное собрание в Массифе, где выбор Саула был утверждён. Самуил записал права царя в книгу и 
положил её «пред Господом» (1 Цар. 10, 25). После победы Саула над аммонитянами Самуил ещё раз утвердил посвящение 
нового царя торжественным жертвоприно-шением в Галгале. Затем старец Самуил в торжественной прощальной речи подверг 
оценке свою неподкупную деятельность по отношению к народу во всё время руководства им от самой юности; предостерёг 
их и нового царя от непослушания Богу; по их просьбе он обещал продолжать до своей смерти молиться за них и учить их 
доброму пути.
Во время царствования Саула Самуил являлся строгим опекуном царя: он обличал его за непослушание, проявлявшееся в 
самоволии, корыстолюбии и других пороках. Когда Самуил едва не упал духом, наблюдая заблуждение царя Саула, Господь 
послал его помазать царём Давида вместо Саула.
В Раме Самуил продолжал своё пророческое служение до глубокой старости. Он явился основателем и руководителем 
пророческих школ (1 Цар. 10, 5, 20); кроме того, он был известен как летописец Израиля. Когда он умер, все израильтяне 
собрались оплакивать его и похоронили его в Раме в его доме (1 Цар. 25, 1).
Как при жизни, так и по смерти авторитет пророка Самуила был весьма велик в Израиле. Память его свято чтилась в 
народе. К нему, «человеку Божию», обращались как к прозорливцу, дабы узнать волю Божию. Несчастный Саул искал 
свидания с ним и после его смерти, при помощи волшебницы в Аэндоре (1 Цар. 28).

Саул у Аэндорской волшебницы (1 Цар. 28, 3-25)

Святоотеческие толкования этого места Библии можно разделить на три точки зрения. Сторонники первой из них – святитель 
Дмитрий Ростовский и митрополит Филарет (Дроздов) – утверждают, что душа праведного Самуила была не подвластна темной 
силе, а потому являлся в образе пророка диавол, гадающий о будущем (Деян. 16, 16).
Но ещё в Ветхом Завете существовало мнение, что Самуил пророчествовал и после смерти (Сирах. 46, 23). Это мнение 
разделяют святой Амвросий Медиоланский и блаженный Феодорит. Они утверждают, что явилась душа пророка Самуила, но 
не по действию волшебницы и темной силы, а по особому соизволению Божиему. 
Третья точка зрения принадлежит святому Иустину мученику, Оригену, святому Анастасию Антиохийскому (VI в.). Так как 
душа пророка находилась в то время в шеоле, над которым владычествовал диавол, то явившимся был сам Самуил; конечно, 
произошло это не без воли Божией.
Можно заметить, что все три мнения согласны в следующем: все происходившее у волшебницы было по промыслительному 
действию Божию и над предсказываемыми событиями диавол не имел никакой власти.


Оглавление