Оглавление


1. Книга Иисуса Навинa

Первой исторической книгой Ветхого Завета является книга Иисуса Навина. В еврейском тексте она называется книгой «Иешуа», 
по имени главного героя повествования. Книга содержит в себе описание событий жизни народа Божия, последовавших вскоре 
после смерти Моисея. Повествование теснейшим образом связано с Пятикнижием и составляет как бы продолжение книги 
Второзакония, почему и начинается в славянском тексте союзом «и» («и бысть...»).  

Разделение на части и очерк содержания

Все содержание книги можно разделить на три части. В первой части (главы 1-12) повествуется о переходе евреев через 
Иордан и о покорении ими Ханаана (Земли Обетованной). Во второй части (главы 13-21) говорится о разделении земли между 
коленами Израилевыми. В третьей части (главы 22-24), составляющей как бы заключение книги, описывается собрание 
старейшин под руководством Иисуса Навина и его последнее завещание.

Первая часть. После краткого введения, где говорится о первом откровении Господа Иисусу Навину с обетованием никогда 
не оставлять его Своей помощью (1, 1-9), рассказывается о приготовлении народа к переходу через Иордан и завоевании 
Земли Обетованной (1, 10-18). Вторая глава повествует о посылке соглядатаев в Иерихон и о гостеприимстве Раав. 
Чудесному переходу через Иордан посвящены 3 и 4 главы. Исполнение завета об обрезании, совершение Пасхи и встреча 
с таинственным вождем воинства Господня составляют содержание пятой главы.
Далее описываются факты самого завоевания: чудесное падение стен Иерихона и заклятие его Иисусом Навином (6 глава), 
корыстолюбие и казнь Ахана, завоевание Гая и напоминание народу Закона Моисеева (7, 8 главы), подчинение Гаваонитян, 
хитростью сохранивших свою жизнь (9 глава), две великие победы Израильтян над союзными войсками ханаанских царей 
у Гаваона и на севере Ханаана (10-11 главы), перечисление всех покоренных царей (12 глава).

Вторая часть. В главах с 13 по 21 повествуется о разделении завоеванной Земли Обетованной между коленами Израилевыми. 
Это повеление Божие Иисус Навин ревностно выполнял, будучи уже в преклонных летах. Палестина была разделена между 
десятью коленами. Колена Гадово и Рувимово ещё ранее при Моисее получили в удел землю к востоку от Иордана (Чисел, 32). 
Колено Левино получило в удел 48 городов для проживания левитов. Назначаются также 6 городов убежищ для невольных 
убийц (22 глава) и один город самому Иисусу Навину (21 глава).

Третья часть. Под конец своей жизни Иисус Навин собирает старейшин города, увещевает их избегать общения с язычниками, 
и в Сихеме возобновляет завет израильтян с Богом. Заканчивается книга упоминанием о смерти Иисуса Навина, о погребении 
праха праотца Иосифа в Сихеме и о смерти священника Елиазара (22-24 главы).

Автор книги и время ее составления

Надписание книги именем Иисуса Навина свидетельствует о его авторстве, хотя это и не бесспорно. За авторство Иисуса 
Навина говорит:
а) конкретное указание самой книги: (ХХIV, 26);
б) свидетельство древних раввинов, записанное в Талмуде;
в) содержание книги, где точное указание мельчайших подробностей относительно событий, лиц и мест могло быть сделано 
только очевидцем, а не позднейшим лицом. Географически книга очень правдива.

Кроме того, в содержании книги наблюдается единство плана и идеи, единство точки зрения на описываемые события. В 
композиционном отношении книга представляет не простое изложение событий, но стройное повествование по известному плану.

Повествование отличается беспристрастием: оно не скрывает ошибок Иисуса Навина (7, 1-6; 9, 14-16) и народа (24, 14, 23). 
Описание смерти и погребения Иисуса Навина, по преданию, сделано первосвященником Елеазаром.
Однако встречаются в книге такие места, которые наводят на мысль о позднейшей редакции писаний Иисуса Навина. Например, 
стих 19, 47 ? рассказ о завоевании города Лаиса потомками Дана (Суд. 18, 1-22, 71, 25) ? об исполнении проклятия над 
дерзнувшими восстановить город Иерихон (см. 3 Цар. 16, 34). Поэтому вполне допустимо мнение, что Книга Иисуса Навина 
восполнена в XI веке (то есть в конце периода Судей) неизвестным редактором, использовавшим подлинные писания самого 
Иисуса Навина. Это мнение согласно с высказываниями блаженного Феодорита и святого Афанасия, говоривших, что «писатель 
книги жил довольно поздно». 
Мнение западных критиков, в соответствии с которым книга Иисуса Навина составлялась по частям между IX и VI веками 
до Р.Х., православными богословами не принимается (П. Юнгеров, Ф. Елеонский).

Цель написания книги

В книге Иисуса Навина чётко прослеживается желание автора не только продолжить историю народа Божия и, в частности, 
показать, как чудесно исполнились на современниках Иисуса Навина древние обетования Божии о наследии земли Ханаанской, 
данные праотцам, но и оставить назидание потомкам. Религиозный смысл книги сводится к следующему: дар Божий нелегко 
получить, оставаясь пассивным. Чтобы овладеть Землёй Обетованной, Израиль должен был собрать все свои силы и одолеть 
стоящие на пути препятствия. Это призыв к активности, без которой дар Бога остаётся недосягаемым. Знамения, явившиеся 
во время вступления в Ханаан, символизируют небесную помощь тем, кто борется. Овладение землёй есть прообраз вхождения 
в Царство Божие, которое требует усилий (Мф. 11, 12).

Иисус Навин и его прообразовательное значение

Святой Иисус Навин, слуга Моисея (Исх. 24, 13), от рождения носил имя Осия и был сыном Навина (Чисел, 13, 9). В первый 
раз он становится известен как военачальник и победитель амаликитян, которые напали на стан евреев при Рефидиме 
(Исх. 17, 8), расположенный между пустыней Син и горой Синай. Счастливая, Богом данная победа над амаликитянами и 
особенно благоволение Божие к Иисусу, выраженное в откровении Моисею (Исх. 17, 14), приблизили храброго воина к Моисею, 
и тот, пророчески про-видя в сыне Навина спасителя Израиля от врагов, переименовал его из Осии в Иисуса (евр. Иешуа ? 
Иегова спасает) (Числ. 13, 17). Иисус Навин стано-вится ближайшим доверенным лицом Боговидца Моисея. Он вместе с 
Мои-сеем восходит на святую гору Синай, где Моисей в продолжение 40 дней предстоял перед Богом и получил скрижали с 
Десятисловием (Исх. 24, 13; 32, 17-18). Он удостаивается также неотлучного пребывания в скинии и шат-ре, где Господь 
благоволил открываться Моисею в столпе облачном (Исх. 33, 11). В числе избранных двенадцати старейшин Иисус Навин 
ходил согля-датаем в землю Ханаанскую (Числ. 13, 9), причем только он и Халев сох-ранили бодрость духа и несокрушимую 
веру в помощь Божию против силь-ных народов Ханаана, за что только они вдвоем и удостоились войти в Землю Обетования 
из всех вышедших из Египта от 20 лет и старше (Числ. 14, 30).

Иисус Навин был избран Богом в преемство Моисею, для чего и был поставлен перед священником Елеазаром и всем 
израильским обществом самим Моисеем, возложившим на него руки (Числ. 27, 18-19).
Когда израильский народ перешел Иордан, Иисусу Навину было 84 года. После этого он в продолжение 26 лет вёл войну за 
землю Ханаан и делил её между коленами Израилевыми. Таким образом, Иисус Навин всю свою долгую жизнь, 110 лет, 
ревностно служил Господу и своему народу.
Отцы Церкви видели в Иисусе Навине прообраз Иисуса Христа: он носит то же спасительное имя; он ведет народ Божий 
через Иордан в Землю Обетованную, подобно тому, как Христос вводит крещенного во имя Его в Царствие Божие; завоевание 
же и распределение территории были, по объяснению святых отцов, прообразами побед и распространения Церкви Христовой.

Чудесный переход евреев через Иордан (3 и 4 главы)

Переход через Иордан — это первое великое чудо в переломный, решающий момент истории Израиля. Вступление в Землю 
Обетованную следует рассматривать как прообраз вступления верных в Царство Божие. В обоих случаях залогом победы 
служит вера в благость и любовь Господа, Который дарует Своим созданиям полноту земных и духовных благ.
Описываемое событие излагается с особой торжественностью; подчеркивается, что каждый этап этого важного дела 
совершается по Божественному повелению и требует участия всего народа Божия. Точное исполнение повелений Божиих 
сопровождается знамениями, как некогда при исходе из Египта. Священный писатель здесь ясно указывает на духовное 
единство событий: Бог останавливает течение Иордана подобно тому, как Он осушил Красное море (Исх. 14, 5-31); как 
прежде в пустыне евреев вёл огненный и облачный столп (Исх. 13, 21-22; Ис. Нав. 3, 7), так ныне израильский стан 
следует за ковчегом Завета Божия.

Во всем повинуясь мудрым указаниям Иисуса Навина, народ все явственнее убеждался, что через их вождя действует 
Сам Бог, а потому авторитет Иисуса Навина среди сынов Израилевых к решающему моменту — покорению Земли Обетованной, 
был непререкаем. «В тот день прославил Господь Иисуса перед очами всего Израиля; и стали бояться его, как боялись 
Моисея, во все дни жизни его» (Ис. Нав. 4, 14).

Следует особо отметить, что Иисус Навин и израильтяне перешли Иордан во время его разлива (Ис. Нав. 3, 15). 
Полноводная река остановила свое течение напротив Иерихона, а ниже вода быстро стекла по направлению к Мертвому морю; 
дно обнажилось — так что израильтяне смогли перейти посуху на другую сторону. В память этого чудесного события 
Иисус Навин соорудил два монумента из 12 камней каждый на дне реки и на берегу. Это великое чудо было необходимо 
для укрепления веры израильтян в то, что их предстоящая брань согласна с волей Господней, ибо сами стихии, 
повинуясь мановению Божию, отступали перед ними.

Подобные перекрытия русла Иордана имели место и впоследствии. Так это случилось в 1267 году, когда в результате 
колебания почвы произошел завал, задержавший течение Иордана на десять часов. Аналогичные явления повторялись в 
1924 и 1927 годах. Однако этот естественный ход событий не лишает их провиденциального значения.

Чудесная победа над городом Иерихоном (5, 13 – 6 глава)

5, 13–14. Встретившийся Иисусу Навину «вождь воинства Господня», по мнению большей части отцов и учителей Церкви, 
был не кто иной, как Михаил Архангел, небесный покровитель и хранитель народа еврейского (Дан. 10, 21; 12, 1). 
Поэтому в Православной Церкви в день Архангела Михаила читается паремия из этого места книги Иисуса Навина. Чудесное 
явление ободрило святого вождя, утвердив веру его в промышление Божие об Израиле. Ангел Господень говорил от имени 
Иеговы, почему Иисус и воздаёт ему божественное поклонение и почитание, как некогда Моисей при купине.

6 глава. Обхождение с Ковчегом Завета вокруг Иерихона имело целью указать Израилю, что Сам Бог идет во главе Своего 
народа, и представляло скорее священную, а не военную процессию, ибо в это время звучали праздничные юбилейные трубы. 
Стены города обрушились, едва лишь «воскликнул народ громким и сильным голосом» (6, 19).

По повелению Божию, город и все, что в нем находилось, кроме семейства Раав, было предано заклятию, то есть подлежало 
полному истреблению, что евреи и постарались исполнить с точностью. Заклятие это было, в данном случае, выражением 
суда и гнева Божия на язычников за нечестие, а иудеи — орудием гнева Божия.
25 стих. Выражение «проклят пред Господом тот, кто восставит и построит город сей Иерихон», следует понимать в том 
смысле, что Господь запрещает укреплять город в военном отношении, что и пытался сделать Азан из Вефиля (3 Цар. 16, 34).

Множество современных толкований по поводу событий, связанных с осадой Иерихона, можно свести к следующему. Каким бы 
образом евреи ни одержали победы — сопровождало ли победоносный клич стана израильского землетрясение или нет, — 
неоспоримо одно: они действительно имели и ощущали поддержку Единого Бога, и Его благодатная помощь была единственной 
причиной их чудесной победы. Более целесообразно было бы оставить ход этого сражения под завесой тайны Божьего 
Промысла над Израилем.

В свете сказанного следует рассматривать и следующее важное место книги Иисуса Навина: битва за Гаваон и повествование 
о чуде остановки солнца и луны (10, 1-15).
«Иисус воззвал ко Господу в тот день, когда побил (врагов) в Гаваоне, и сказал пред израильтянами: стой, солнце, 
над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою. И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. 
Не это ли написано в книге Праведного: стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день?» (10, 11-13). 
Поздние писатели только следовали тексту повествования, как не пытаясь обосновать написанное, так и не отрицая его 
историчности.
То, что Бог так слышал голос Иисуса, есть свидетельство его святости. Одна из главных тем книги Иисуса Навина — 
это запечатление на века близости Иеговы к избранному Им народу, Его соприсутствия израильскому стану и божественной 
помощи в битвах против язычников.

Жертвенник заиорданских колен, воздвигнутый 
как памятник  со всем еврейским народом (22 глава)

Даже после завоевания Земли Обетованной и расселения колен по отведенным им уделам, Израиль должен был оставаться 
единым народом, что способствовало бы лучшему сохранению семени веры. Об этом Божественном замысле мы ещё раз узнаем 
из истории разногласия в вопросе о жертвеннике (глава 22).
Заиорданские колена — Рувимово, Гадово и полколена Манасиина  —после напутственных речей вождя уходят в свои владения. 
Но, не достигнув своих владений, они остановились у Иордана и соорудили на этом берегу жертвенник, чем смутили все 
прочие колена, ибо, как казалось, нарушили Закон Божий, повелевающий всему Израилю поклоняться Богу в одном месте, 
а именно у Скинии (Втор. 12, 5-14).
Ответ заиорданских племен успокаивает встревоженных собратьев: первые не намереваются приносить здесь жертвоприношения, 
скорее жертвенник служит знаком духовного единства с другими коленами Израильскими.

Завещание евреям Иисуса Навина (23 глава)
Последнее завещание Иисуса Навина своему народу имеет очень важное значение, ибо высказано в духе Закона Моисеева и 
имеет прямое сходство по своему содержанию с предсмертным завещанием величайшего ветхозаветного пророка. Главный 
предмет увещаний: не поклоняться чужим богам и не служить им, а служить единому Богу (ср. Исх. 23, 24); не вступать 
в союз с жителями земли Ханаанской, особенно посредством браков. Строгое исполнение завещания послужит залогом 
благоденствия и успеха, и, напротив, нарушение заветов повлечет за собой потерю Земли Обетованной и посрамление 
евреев среди прочих народов.
К сожалению, история Израиля со всей точностью показала правдивость слов Завещания. Израиль часто отступал от своих 
клятвенных обещаний верности Господу, что видно из содержания последующих книг.


Оглавление