Оглавление


О неканонических книгах

Кроме 39 канонических книг (в еврейской Библии многие из них объединены в одну, и поэтому их в ней 22 – по числу 
букв еврейского алфавита), в греческом переводе Семидесяти толковников содержатся еще 11 книг, именуемых 
неканоническими.
Одиннадцать неканонических книг и неканонические места содержатся в древних, а также в русском и славянском 
переводах. Это:
1.	Вторая книга Ездры.
2.	Книга Товита.
3.	Книга Иудифи.
4.	Книга Премудрости Соломона.
5.	Книга Премудрости Иисуса сына Сирахова.
6.	Послание пророка Варуха.
7.	Книга пророка Варуха.
8.	Первая книга Маккавейская.
9.	Вторая книга Маккавейская.
10.	Третья книга Маккавейская.
11.	Третья книга Ездры.
 
К неканоническим местам относится ряд эпизодов в книге пророка Даниила, во Второй книге Паралипоменон 
(молитва Манассии), в книге Иова (42,17) и псалом 151.
У протестантов эти книги именуются «апокрифами» (с греч. «неизвестный», «спрятанный»), у католиков – 
«девтероканоническими» (второканоническими) книгами. Но надо знать, что в святоотеческой письменности термины 
«апокрифы», «апокрифические книги» прилагаются к писаниям еретиков, от чтения которых предостерегались 
православные христиане.
Основное же различие канонических книг от неканонических в том, что первые более древние – написаны в период 
с ХV по V вв. до Р.Х., в то время как последние написаны позже – с IV в. до Р.Х. по I в. по Р.Х.

Отношение к неканоническим книгам православного богословия

85-е апостольское правило книгу «Премудрости многоученого Сираха» назначает для изучения «юным», а все три книги 
Маккавейские признаны «чистыми и святыми».
По словам Оригена, «Книги Товита, Иудифь, Премудрость Соломона и Сираха следует читать оглашенным, потому что они 
не могут потребить твердой пищи, заключающейся в таинственных, богодухновенных писаниях».
Святой Афанасий: «...есть кроме этих (22 канонических) и другие книги, не введенные в канон, но назначенные Отцами 
для чтения нововступающим в церковь и желающим огласиться словом благочестия... (перечисляет их).
Поместные Соборы называют неканонические книги «добрыми и назидательными», «неизменной частью Священного Писания».
Общий вывод относительно неканонических книг:
1) они небогодухновенны, но 
2) полезны и назидательны,
3) выше всех обычных произведений естественного разума,
4) должны включаться в священно-библейские списки и 
5) назначаться для чтения оглашенным.
Это отнюдь не значит, что они не должны читаться верными, т.е. членами Церкви. Мы знаем, что неканонические книги 
отчасти употребляются даже за православным богослужением. Например: паремии – премудрость Соломона (2-5, 10 гл.), 
песнь трех отроков (Дан. 3, 24-90) служит основанием 7 и 8 песней канона. Службы мученикам Маккавейским (1 августа) 
составлены по Второй книге Маккавейской. Покаянная молитва Манассии читается на Великом Повечерии.


Оглавление