Оглавление


ИСТОРИЧЕСКИЕ КНИГИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Понятие об исторических книгах Ветхого Завета

Историческими книгами Ветхого Завета называйся библейские книги, содержащие в себе историю еврейского народа с момента вступления его в Палестину под предводительством Иисуса Навина (ок. 1220 г. до Р.Х. до Симона Маккавея (142 г. до Р.Х.). Таким образом, исторические книги Ветхого Завета охватывают период примерно в 1100 лет. Всего исторических книг 19, из которых 12 являются каноническими и 7 — неканоническими. Канонической называется такая книга, которая на основании своего божественного происхождения признана и принята как правило для познания божественной истины. Эти книги отражают волю Божию, которая есть наивысший порядок или правило. Все остальные книги именуются неканоническими.
К каноническим относятся:
1. Иисуса Навина;
2. Судей;
3. Руфь;
4. Первая книга Царств;
5. Вторая книга Царств;
6. Третья книга Царств;
7. Четвертая книга Царств;
8. Первая книга Паралипоменон;
9. Вторая книга Паралипоменон;
10. Первая книга Ездры;
11. Книга Неемии;
12. Книга Есфири.
В еврейской Библии эти книги называются «Небиим ришоним», то есть «Ранние пророки»; некоторые из них объединены, вследствие чего их число равно семи.
К неканоническим историческим книгам относятся:
1. Вторая книга Ездры;
2. Третья книга Ездры;
3. Книга Товита;
4. Книга Иудифи;
5. Первая книга Маккавейская;
6. Вторая книга Маккавейская;
7. Третья книга Маккавейская.
Хотя исторические книги и описывают определенный этап истории еврейского народа, однако главной темой этих книг является отношение Израиля с Яхве, его верность или неверность Богу, то есть в повествовании прослеживается явно назидательный характер. Историческая ценность книг основывается на обширном материале первостепенной важности. Это не только устные рассказы и древний эпос, но и биографии великих людей Израиля, написанные вскоре после их кончины, а также государственные летописи Израильского и Иудейского царств, на которые священные писатели часто ссылаются. Духовный смысл повествования можно кратко сформулировать следующим образом: Яхве, положив начало существованию Своего народа, ведёт его по пути восхождения к тому времени, когда Он окончательно воцарится в мире (Царство Божие). Для этого Он даёт Израилю землю обетованную, поставляет Давида монархом и обещает его потомку вечную власть в эсхатологическом Царстве. Но в то же время составители исторических книг сурово и беспощадно обличают народ Божий за его неверность Завету. Эта неверность является прямой причиной тех бедствий, которые обрушиваются на Израиль. Таким образом, история превращается в урок и предупреждение. Она содержит призыв к покаянию, который с особой силой прозвучал в эпоху Вавилонского плена.
Оглавление