Книга пророка Малахии

1. Личность и служение пророка

Пророк Малахия (с евр. – «Мой вестник») происходил из колена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только 
Священное Предание,  указывающие, что пророк Малахия был, возможно, из священнического рода, ибо в книге он весьма 
небезразлично относится к современному положению священства, имел отношение к Великой синагоге. Умер Малахия молодым. 
Пророчествовал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содержания книги видно, что Иерусалимский храм 
был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк 
(1:6-14; 2:1). В частности, Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин 
и вообще за небрежение в исполнении закона (3:8-10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетовании (о 
наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами – 
еврейками и женитьбу на иноплеменницах (2:10-16). Как известно, эти же нравственные недостатки обнаруживали среди 
послепленных иудеев Ездра (1 Езд. 9:10) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим (Неем. 13:23-27). Поэтому, сравнивая 
книгу пророка Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и то же время, а, 
следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период межу 460-430 гг. 
до Р.Х. Как последний по времени служения пророк – писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков».

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Малахии состоит из четырех глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в форме диалога. Речь эта 
по характеру содержания может быть поделена на две части обличительную (1-2 главы) и пророческую (3-4 главы).
1 часть. В первой главе пророк говорит, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг. Но потомки Иакова, со 
своей стороны, не проявляют взаимной любви к Господу. «Сын славит отца, и раб боится господина, но, где ваша ко мне 
любовь и где страх? – спрашивает Господь. Далее идет обличение священников и народа за то, что они оскверняют трапезу 
Господню, принося на жертвенник порочных животных (хромых, слепых, больных) и нечистый хлеб: «Поднеси это князю – будет
ли он доволен...?» (стихи 6-9).
Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма и не поддерживается огонь на жертвеннике (1:10). 
«Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему 
жертву чистую» (1:11). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в 
новозаветные времена (о котором Христос Спаситель возвестил в беседе с самарянкой), а также отмечают пророчество о 
замене ветхозаветной жертвы новозаветной, то есть таинством Евхаристии.
Во второй главе пророк сначала обличает священников, угрожает им проклятием и крайним унижением за нарушение завета с 
Господом и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стихи 1-9). Далее в стихах 10-16 пророк порицает иудеев за то, 
что они отвергают законных жен и вступают в брак о иноплеменницами, «дочерьми чужого Бога». В конце главы обличается 
греховное настроение иудеев и их ропот на Бога. Видя временное благополучие язычников, они отрицали правосудие Божие, 
роптали и говорили: «Всякий делающий зло хорош пред очами Господа: где Бог правосудия?»
2 часть. Во второй, пророческой части книги пророк предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования 
иудеям внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. Здесь как бы дается ответ на вопросы и ропот 
иудеев, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований.

3. Мессианские пророчества

О Предтече Господнем (3:1): «Вот, Я пошлю Ангела Моего, и  он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм 
Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы желаете».
Ангел, приготовляющий путь Господу, Предтеча Господень, предсказанный Исаией как «глас вопиющего в пустыне» (Ис. 40), 
Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестника воли Триипостасного Бога. Это пророчество, 
как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа при  водится у евангелистов-синоптиков (Мф. 2:10; Мк. 1:2; 
Лк. 2:27).
Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних 
преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как 
щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работающих, 
притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа.
В стихах 4:5-6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка 
перед  наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, 
чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием».
Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр. 11:3-13. Евангелисты – 
синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече (Лк. 1:17; Мф. 17:10; Мк. 9:11), отмечают, 
что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа.
Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям святых отцов и верованию всей Церкви ожидается 
перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илие, где он называется 
«вторым предтечей пришествия Христова». 
Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги.
Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие – повествованием об Иоанне Крестителе.

4. Богослужебное употребление книги пророка Малахии

Из книги пророка Малахии в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа) читается 
паремия из стихов 3 и 4 глав: 3:1-3; 5-7; 12; 17-18; 4:4-6.