Книга пророка Малахии 1. Личность и служение пророка Пророк Малахия (с евр. – «Мой вестник») происходил из колена Завулонова. Сведения о пророке сохранило только Священное Предание, указывающие, что пророк Малахия был, возможно, из священнического рода, ибо в книге он весьма небезразлично относится к современному положению священства, имел отношение к Великой синагоге. Умер Малахия молодым. Пророчествовал он в послепленный период, после Аггея и Захарии. Из содержания книги видно, что Иерусалимский храм был уже восстановлен, но богослужение в нем совершалось с отступлениями от надлежащего порядка, которые обличал пророк (1:6-14; 2:1). В частности, Малахия обличает иудеев за принесение жертвы с пороками, за неисправное внесение десятин и вообще за небрежение в исполнении закона (3:8-10), за ропот на Бога, что Он медлит с исполнением обетовании (о наступлении мессианских времен). Священников и народ пророк обличал за расторжение браков с законными женами – еврейками и женитьбу на иноплеменницах (2:10-16). Как известно, эти же нравственные недостатки обнаруживали среди послепленных иудеев Ездра (1 Езд. 9:10) и Неемия по втором прибытии в Иерусалим (Неем. 13:23-27). Поэтому, сравнивая книгу пророка Малахии с книгами 1 Ездры и Неемии, можно заключить, что эти книги описывают одно и то же время, а, следовательно, Малахия был современником Ездры и Неемии. Время его служения приходится на период межу 460-430 гг. до Р.Х. Как последний по времени служения пророк – писатель, Малахия у евреев назван «печатью пророков». 2. Состав и содержание книги Книга пророка Малахии состоит из четырех глав и содержит одну пророческую речь, изложенную в форме диалога. Речь эта по характеру содержания может быть поделена на две части обличительную (1-2 главы) и пророческую (3-4 главы). 1 часть. В первой главе пророк говорит, что Господь возлюбил потомков Иакова, а Исава отверг. Но потомки Иакова, со своей стороны, не проявляют взаимной любви к Господу. «Сын славит отца, и раб боится господина, но, где ваша ко мне любовь и где страх? – спрашивает Господь. Далее идет обличение священников и народа за то, что они оскверняют трапезу Господню, принося на жертвенник порочных животных (хромых, слепых, больных) и нечистый хлеб: «Поднеси это князю – будет ли он доволен...?» (стихи 6-9). Нечестивые жертвы неугодны Богу, пусть лучше затворятся двери храма и не поддерживается огонь на жертвеннике (1:10). «Ибо от востока и до запада велико будет имя Мое между народами и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему жертву чистую» (1:11). Многие экзегеты видят в этом стихе пророческое указание на повсеместное богослужение в новозаветные времена (о котором Христос Спаситель возвестил в беседе с самарянкой), а также отмечают пророчество о замене ветхозаветной жертвы новозаветной, то есть таинством Евхаристии. Во второй главе пророк сначала обличает священников, угрожает им проклятием и крайним унижением за нарушение завета с Господом и неблагоговейное отношение к жертвеннику (стихи 1-9). Далее в стихах 10-16 пророк порицает иудеев за то, что они отвергают законных жен и вступают в брак о иноплеменницами, «дочерьми чужого Бога». В конце главы обличается греховное настроение иудеев и их ропот на Бога. Видя временное благополучие язычников, они отрицали правосудие Божие, роптали и говорили: «Всякий делающий зло хорош пред очами Господа: где Бог правосудия?» 2 часть. Во второй, пророческой части книги пророк предвозвещает явление Господа и Его предтечи, но не для дарования иудеям внешнего благополучия, а с целью всеобщего нелицемерного суда. Здесь как бы дается ответ на вопросы и ропот иудеев, почему Бог медлит с исполнением Своих обетований. 3. Мессианские пророчества О Предтече Господнем (3:1): «Вот, Я пошлю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищите, и Ангел Завета, которого вы желаете». Ангел, приготовляющий путь Господу, Предтеча Господень, предсказанный Исаией как «глас вопиющего в пустыне» (Ис. 40), Мессия назван в пророчестве «Господом» и «Ангелом Завета» в смысле вестника воли Триипостасного Бога. Это пророчество, как предсказание об Иоанне Крестителе и Предтече Христа при водится у евангелистов-синоптиков (Мф. 2:10; Мк. 1:2; Лк. 2:27). Далее говорится, что это пришествие Мессии будет в «день Господень», т.е. оно не даст иудеям никаких внешних преимуществ, но будет сопровождаться судом. «День Господень» будет как огонь, переплавляющий золото и серебро, и как щелок очищающий. Господь обличит и накажет чародеев, прелюбодеев, ложно клянущихся, удерживающих плату у работающих, притесняющих вдов и сирот и помилует всех, боящихся Господа. В стихах 4:5-6 пророк вторично предсказывает явление вестника пришествия Господа: «Вот Я пошлю к вам Илию пророка перед наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я пришел и не поразил земли проклятием». Толкование этого пророчества основывается на свидетельствах синоптических Евангелий и Откр. 11:3-13. Евангелисты – синоптики, указывая, что в пророчестве этом говорится об Иоанне Предтече (Лк. 1:17; Мф. 17:10; Мк. 9:11), отмечают, что Иоанн придет «в духе и силе Илии» приготовить путь для евангельского служения Господа. Действительное же и личное пришествие пророка Илии, согласно толкованиям святых отцов и верованию всей Церкви ожидается перед вторым пришествием Господним. Церковное учение об этом запечатлено в тропаре пророку Илие, где он называется «вторым предтечей пришествия Христова». Книгой пророка Малахии заканчиваются пророческие книги, а вместе с тем и все канонические книги. Ветхозаветные пророчества оканчиваются тем, чем начинается Евангелие – повествованием об Иоанне Крестителе. 4. Богослужебное употребление книги пророка Малахии Из книги пророка Малахии в праздники в честь Иоанна Предтечи (24 февраля, 25 мая, 24 июня, 29 августа) читается паремия из стихов 3 и 4 глав: 3:1-3; 5-7; 12; 17-18; 4:4-6.