Книга пророка Захарии

1. Личность и служение пророка

Пророк Захария (евр. «память Господа»), современник пророка Аггея, происходил из священнического рода, был сыном 
Варахии и внуком Адды, возвратившегося из плена вместе с Заровавелем (Зах. 1:1; Неем. 12:16). На пророческое служение 
он выступил двумя месяцами позже Аггея, в восьмой месяц второго года царствования Дария Гистаспа (1:1), т.е. в 520 
году до Р.Х. Подобно Иеремии Захария начал пророчествовать в юношеском возрасте (2:4). Так же, как и его современник 
Аггей, Захария воодушевлял строителей второго Иерусалимского храма обетованиями божественной помощи и покровительства.
Первый период пророческого служения, непосредственно связанный с восстановлением храма, можно обозначить 520-515 гг. 
до Р.Х. Предание говорит, что умер Захария в глубокой старости членом Великой Синагоги. Святые отцы называют Захарию 
Серповидцем, очевидно, за таинственные видения, которых он сподобился. Память пророка Захарии празднуется церковью 21 
февраля.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Захарии состоит из 14-ти глав и, подобно книге пророка Иезекииля, заключает в себе много символических 
видений, трудных для истолкования. Она может быть разделена на три части: символическую (1-6 главы), историческую 
(7-8 главы); две эти части относятся ко времени построения храма, т.е. к 520-515 гг. Третья часть – пророческая 
(8-14 главы), хронологических указаний в ней нет.
В первой (символической) части после краткого введения, в котором сообщается о времени призвания пророка и излагается 
нравственное увещание к современным ему иудеям (1:1-6), содержится описание восьми видений и символического действия. 
В этих видениях, значение которых объяснил Захарии ангел-истолкователь, пророк наблюдал следующие 8 картин, 
объединенных одной идеей - попечение Бога о Своем народе и всем человечестве.
1) видение всадников, стоявших между миртами на рыжих, пегих и белых конях и символизирующих суды Божии. Так, белые 
кони символизировали мирные времена, наступающие для Израиля после Вавилонского пленения. Ангел обращается к Богу с 
молитвой о помиловании Иерусалима и других иудейских городов, на которые Бог гневался в течение 70-ти лет. Утешительный 
ответ Бога о восстановлении Израиля Ангел передает пророку (1:7-17).
2. Видение четырех рогов и четырех рабочих, призванных сбить эти рога. Рога – символ могущества языческих народов, 
уничтоживших самостоятельность избранного народа. Рабочие – суд Божий над язычниками. (1:18-21).
3. Муж с землемерной веревкой, намеревающийся определить границы нового Иерусалима. Ангел объясняет пророку, что это 
бесцельно, так как новый Иерусалим, по причине многолюдства, не может вместиться в стенах города и заселит окраины. 
Сам Господь будет его защитником (огненной стеной) и прославится в нем. В буквальном смысле это пророчество относится 
к послепленным временам, а в духовном – к новозаветному Иерусалиму, Церкви Христовой, которая по множеству своих 
членов не ограничивается местом и не нуждается в ограждении стенами, ибо Сам Господь – «огненная стена» - защитит его.
4. Первосвященник Иисус стоит пред Ангелом Господнем в испачканных одеждах (символ клеветы). Его обвиняет сатана. 
Ангел повелевает снять с первосвященника испачканные одежды и объявляет ему «Смотри, Я снял о тебя вину твою» (се 
отъях от тебе беззакония твоя и грехи твои очищу»). Далее Иисус облекается в чистые одежды, а на голову его 
возлагается венец. Призвав первосвященника свято исполнять свои обязанности, Ангел от лица Бога увещает его, говоря о 
будущем спасительном служении Мессии. Христос образно здесь именуется Отраслью, Рабом Божиим, «каменем», имеющим 7 
очей – символ всеведения. «И изглажу грех земли сей в один день» - так говорится о спасительном деле Христа (3 глава).
5. Золотой светильник с семью лампадами, наполняемый елеем от двух маслин, стоящих по сторонам его. Две маслины, по 
объяснению Ангела, обозначают двух помазанников  т.е. Заровавеля и первосвященника Иисуса. Светильник – ветхозаветная 
Церковь (благоустрояемая Заровавелем и Иисусом (по другим толкованиям светильник есть Сам Господь. Семь лампад – 
символ всеведения) (4 глава).
6. Летящий по воздуху огромный свиток, равный притвору Иерусалимкого храма (120 на 10 локтей), исписанный с двух 
сторон проклятиями на воров и клятвопреступников. Видение символически изображает кару Божию за нарушение заповедей 
(кара – серп; Захария – Серповидец) (5:14).
7. Фальшивая ефа (мера сыпучих тел) с женщиной внутри, олицетворяющей нечестие. Две другие женщины с крылами аиста по 
воздуху перенесли эту ефу вместе с женщиной в землю Сеннар. Видение призывает иудеев к нравственной чистоте и 
оставлению всех грехов в пределах Вавилона – вместилище всякого греха (5:5-11).
8. Четыре колесницы, запряженные конями рыжими, вороными, пегими и белыми, выходящими из ущелья с целью обойти землю. 
Это видение, сходное с первым, очевидно, символизирует суд Божий над язычниками (6:1).
Восемь видений заключаются символическим действием (6:9-15). По повелению Божию пророк должен сделать венец (в 
еврейской Библии – венцы), и возложить на голову первосвященника Иисуса со словами «Вот Муж, имя Ему Отрасль (в 
славянской Библии: «се Муж, Восток имя Ему»), Он произрастет из своего корня и создаст храм Господень... и воссияет 
и будет владычествовать на престоле своем». Венец же, как память должен храниться в храме. Это символическое действие 
является как бы итогом предшествующих обетовании о благоустройстве ветхозаветной Церкви и пришествии Мессии.
Во второй (исторической) части (7-8) повествуется, как Захария в четвертый год царствования Дария после откровения 
ему от Бога предлагает решение вопроса относительно соблюдения постов, установленных в память разрушения Иерусалима 
и храма вавилонянами.
Когда восстановление храма приближалось к концу, жители Вефиля прислали в Иерусалим спросить у священников, нужно ли 
поститься в пятый месяц года (в память разрушения храма), как они делали это уже много лет. По этому поводу пророк 
получил откровение от Бога и возвестил всем, что посты эти установлены не Богом, а евреями, вспоминавшими постигшее 
их несчастье. Между тем, заповеди Божии о любви к Богу и ближним, о необходимости соблюдения которых Господь 
неоднократно напоминал отцам их через пророков, они не соблюдали, за что и «постиг их великий гнев Господа Саваофа». 
Теперь же, когда Господь переменил гнев Свой на милость, пророк от лица Божия призывает иудеев извлечь для себя урок 
из допленной истории и, прежде всего, свято соблюдать заповеди Господни. Тогда и посты их (перечисляются) сделаются 
днями радости и торжества. Наступят дни, когда многие народы будут приходить в святой город помолиться Господу. 
«В те дни возьмутся десять человек за полу иудея и будут говорить: мы пойдем с тобою, ибо слышали, что с вами Бог» 
(8:18-23). Место это мессианское, ибо указывает на будущее вступление в Церковь Христову многих языческих народов.
В третьей (пророческой) части (9-14) содержатся пророчества о будущих судьбах языческого мира, избранного народа, о 
Мессии и Церкви.
В этой части полностью отсутствуют имена первосвященника Иисуса и Заровавеля и указания на время получения пророком 
откровений. На этом основании библейская критика происхождение 9-14 главы книги приписывает другому пророку, условно 
называя его ВтороЗахарией.
Из мессианских пророчеств этой части особенной ясностью отличаются пророчества о последних днях жизни Спасителя, 
например, о входе Господнем в Иерусалим (9:9), о предании Его за 30 серебренников, и об употреблении этих денег 
(11:12-13), о прободении ребра Спасителя (12:10), о рассеянии апостолов из Гефсиманского сада (13:7).

3. Пророчество о торжественном входе Господа в Иерусалим 
и о мирном характере Его духовного царства (9:9-10)

В начале девятой главы излагаются грозные пророчества против язычников, а затем в стихах 9-10 возвещается пришествие 
Мессии-царя. Пророк от лица Божия приглашает жителей Иерусалима (дщерь Сиона) к радости и ликованию по поводу 
вступления в город Царя праведного, спасающего всех верных Ему; в знак смирения и миролюбия восседшего не на коня, 
а на молодого ослика (стих 9:9 – наизусть). По свидетельству всех евангелистов это пророчество буквально исполнилось 
на Иисусе Христе, когда за несколько дней до своих страданий и крестной смерти Он действительно воссел на ослика и 
при громких восклицаниях народа вступил в Иерусалим (Мф. 21:45;  Мк. 11:1-10; Лк. 19:29-40; Ин. 12:14-15).
В 10-м стихе говорится о мирном и духовном характере царствования Спасителя. Агрессивность будет чужда Ему, поэтому, 
Он, Царь Мира, уничтожит военные колесницы, конницу и все оружие и «возвестит народам мир». Владычество Его будет 
«от моря и до моря, и от рек до исходищь земли», т.е. до пределов все ленной. Оно будет духовным – под ним следует 
понимать всепобеждающую силу евангельской проповеди мира и любви, пронесенную апостолами по всей земле.

4. О преедании Спасителя за 30 серебренников (стихи 11:12-13)

В начале второй главы говорится о бедствиях овец от нерадивых пастырей, которые будут наказаны, а далее речь идет о 
Добром Пастыре и возвещается пророчество о предании Его врагам за 30 серебренников. Пророчество изложено в виде 
символического образа оплаты труда Доброго Пастыря. (Зах. 11:12-13 – читать).
Евангелист Матфей приводит это место как предсказание о продаже Иисуса Христа Иудой предателем синедриону за цену 
раба – 30 серебренников (ср. Ис. 21:32). Эти сребренники, брошенные в храме раскаявшимся Иудой, как деньги крови, 
не были вложены в церковную сокровищницу (корвану), но на них было куплено поле горшечника для погребения странников 
(Мф. 26:15; 27:5-10). Упоминание в Евангелии от Матфея этого пророчества с именем Иеремии, а не Захарии, большинство 
экзегетов объясняют ошибкой переписчика, в древних переводах имени Иеремии нет.

5. О прободении ребра Спасителя и раскаянии (12:10)

10 стих: «...они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне».
Пророчество о прободении Спасителя, по свидетельству св. ев. Иоанна Богослова, исполнилось, когда воины, посланные 
Пилатом, увидев Христа уже мертвым на кресте, не перебили у Него голеней, но «един от воин копием ребра Его прободе... 
да сбудется Писание кость не сокрушится от Него... воззрят Нань, Егоже прободоша» (Ин.19,3137). Также понимали и 
объясняли это пророчество святитель Кирилл Александрийский, блаженный Иероним, блаженный Феодорит и многие другие 
экзегеты.
Выражения 10-го стиха «воззрят Нань,.. и восплачутся о Нем» говорят об искреннем обращении к Распятому и Пронзенному 
с плачем раскаяния. Исполнение этого пророчества, по свидетельству книги Деяний, началось в день Пятидесятницы 
крещением трех тысяч иудеев, уверовавших во Христа. Исполнение пророчества продолжается по сей день и завершится, 
по словам апостола Павла, когда в Церковь войдет полное число язычников, и весь Израиль спасется».

6. О поражении Пастыря и рассеянии Овец (13.7)

В стихе 13:7 говорится о мече, поднимающемся на Пастыря, и рассеянии овец при поражении Пастыря. «Поражу Пастыря и 
рассеются овцы стада». Мессианский смысл стиха засвидетельствован в Евангелии. Сам Христос слова этого пророчества 
относил к Себе и предсказывал, что апостолы оставят Его в страданиях одного и рассеются в страхе (Мф. 26:31; Мк. 14:27). 
Также понимают это пророчество и святые отцы.
14,4-9. В последней главе книги говорится о бедствиях, предшествующих «дню Господню», когда Господь проявит Свое 
величие и могущество в наказании злых и спасении избранных; и будет Богом всей земли, а святой град – местом 
паломничества. Некоторые места этой главы экзегеты относят еще и к земной жизни Христа Спасителя. «И станут ноги 
его на горе Елеонской» (4 стих) объясняют как пророчество о вознесении Господнем. Вознесение, по книге Деяний (1:12) 
произошло именно на Елеонской горе.
Землетрясение и тьму среди дня, упоминаемые в 6-7 стихах, толкуют как пророчество о солнечном затмении, бывшем при 
распятии Спасителя.
Стих 5: «...и придет Господь Бог мой и все святые с Ним» - предсказание о втором пришествии Христовом. Такими словами 
учил об этом событии и Сам Христос (ср. Мф. 24:30).
Стих 8: «...в тот день живые воды потекут из Иерусалима, Живая вода – благодать Святого Духа, о которой говорил 
Христос в беседе с самарянкой.

7. Богослужебное употребление книги

Из книги пророка Захарии читается 5 паремий:
1. На Вход Господень в Иерусалим (9:9-15).
2. В Великую Пятницу (2:10-13).
3, 4. В сырную Пятницу – две паремии (8:7-17); и (8:19-23). 
5. На Вознесение (14:1-4; 8:2).