Книга пророка Аггея

1. Личность и служение пророка

Пророк Аггей (евр. – Хаггай – «праздничный», «торжественный»), по свидетельству его книги (1:1; 2:1-11), 
пророчествовал во второй год царствования персидского царя Дария Гистаспа, в 520 году до Р.Х., во время построения 
второго Иерусалимского храма при вожде Заровавеле и первосвященнике Иисусе.
С Аггея начинается последний пророческий период – послепленный. Содержание пророческих речей коренным образом 
изменяется: если до плена основная тема пророческих писаний была наказание, в плену – утешение, то теперь – 
восстановление. Возвратившись из плена в 538 г. до Р.Х., евреи сразу принялись за постройку храма, но по проискам 
самарян строительство дома Божия было прервано на 15-16 лет до времени царствования Дария Гистаспа. Испытав первые 
невзгоды, многие евреи к этому времени впали в маловерие и уныние. Решив для себя, что благоприятное время для 
восстановления храма еще не настало, многие занялись благоустройством своих личных домов. Для воодушевления упавших 
духом иудеев репатриантов и побуждения их к окончанию постройки второго храма и был послан Богом пророк Аггей.
О личности Аггея из Священного Писания почти ничего не известно. По преданию же пророк Аггей происходил из 
священнического рода и был из числа пленников, возвратившись из Вавилона (ср. 1 Ездр. 5:1; 6:14), по-видимому, уже 
в преклонном возрасте. Служение его, описанное в книге, продолжалось мене года речи его точно датированы. Возможно, 
он дожил до освящения второго Иерусалимского храма в 515 г. до Р.Х. Память пророка Аггея празднуется Церковью 29 
декабря.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Аггея состоит из двух глав и содержит четыре точно датированные речи.
В первой речи (1 глава), произнесенной в первый день шестого месяца (второго года царствования Дария Гистаспа) перед 
Заровавелем и первосвященником Иисусом, пророк обличает иудеев за нерадение о храме и убеждает их возобновить 
построение дома Божия. Для оправдания своего нерадения иудеи говорили: «Не пришло еще время, не время строить дом 
Господень». Пророк обличает их, говоря «А вам самим время жить в домах ваших украшенных?» и от лица Божия угрожает 
им скудостью в урожае и неуспехом в труде.
Во второй речи (2:1-9) пророк от лица Божия призывает Заровавеля, первосвященника Иисуса и весь народ ободриться и 
строить храм, не боясь врагов. «Ибо Я с вами... и дух Мой пребывает среди вас, не бойтесь». Далее пророк утешает 
иудеев будущей славой второго храма.
В третьей речи (2:10-19) пророк, указывая на жестоковыйность, нерадение иудеев, убеждает строителей храма в 
необходимости душевного очищения («обратите сердце ваше») и утешает их обещанием Господних милостей в плодородии 
земли.
В четвертой речи (2:20-23) пророк, называя Заровавеля рабом Господним, утешает его и весь народ надеждой на 
исполнение обетовании Господа дому Давида в лице Заровавеля, его потомка.

3. Пророчество Аггея о славе второго храма (2:7-10; Р.Б. 2:6-9)

«...еще раз, и это будет скоро, Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу вое народы, и придет Желаемый всеми 
народами, и наполню дом сей славою, говорит Господь Саваоф. Мое серебро и Мое злато, говорит Господь Саваоф. Слава 
сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь 
Саваоф».
«Желаемый всеми народами» - это Мессия, предсказанный как «чаяние языков» в пророческом благословении патриарха 
Иакова Иуде (Быт. 49:10). Под «славою» второго храма следует понимать пришествие в него Христа Спасителя.
«...Я потрясу небо и землю, море и пушу; и потрясу все народы...» - образное выражение, говорящее о победе силы Божией 
над враждебными Израилю и Богу народами, проявившейся в моральном влиянии истинной религии Израиля на весь языческий 
мир (Феодорит).
«Мое серебро и Мое злато....» - слова, призванные ободрить унывающих строителей второго храма. Слава этого храма будет 
не во множестве золотых и серебряных украшений, как храма Соломонова, а в том, что в нем будет проповедовать Свое 
учение Мессия: «и на месте сем Я дам мир». «Мир» следует понимать как в политическом, так и духовном смысле. Прежде 
всего, иудеи мечтали и ждали мира политического, ибо устали от постоянной вражды с соседними народами. О мире как 
нравственной категории проповедовал Христос. «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин. 14:27), мир души и совести 
примиренной с Богом.
Апостол Павел, убеждая христиан быть достойными членами Церкви Христовой, прообразом которой был в Ветхом Завете 
Иерусалимский храм, приводит в Послании к Евреям (3:3) пророчества Аггея.
За богослужением книга пророка Аггея не употребляется.