Книга пророка Софония

1. Сведения о пророке Софонии

Пророк Софония (с евр. – тайнозритель), согласно надписанию книги (1:1), проходил свое служение в Иудейском царстве 
во времена царя Иосии (640-609). Родословие пророка в надписании книги доводится до четвертого колена, что указывает 
на знатность его происхождения. В книге нет намеков на произведенную царем Иосией «религиозную реформу», а, напротив, 
содержатся обвинения в идолопоклонстве (1:5-9) и беззаконии (3:13). Следовательно, Софония пророчествовал до того, 
как Иосия повел борьбу с иноземными культами (628-621 гг.). Два предыдущих царствования – Манассии и Аммона были 
самой мрачной эпохой в истории Иудеи. Цари не только находились в полной зависимости от Ниневии, но и добровольно 
ввели в своей стране языческие верования. В ответ на протесты пророков Манассия начал жестокое гонение (4 Цар. 21:1-18). 
Тогда Иерусалим был залит кровью, и меч «поядал» пророков, «как истребляющий лев» (Иер. 2:30), в результате чего голос 
свидетелей Божиих умолк почти на сорок лет. Иосия был сделан царем в восьмилетнем возрасте. В первые годы его 
царствования преследования прекратились, но культ Молоха и небесных светил все еще господствовал в Иерусалиме. Софония 
первым из пророков нарушил молчание и повел борьбу с этим нечестием. Его проповедь, очевидно, оказала влияние на 
молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством. В период реформ Иосии проповедовал Иеремия, а о 
Софонии уже ничего не упоминается. Вероятно, он умер в начале преобразовательной деятельности Иосии (625 г.). 
Предсказание разрушения Ниневии (2:4-13), падение которой датируется 612 г. до Р.Х., также свидетельствует о служении 
Софонии в более ранний период царствования Иосии. Память пророка Софонии празднуется 16 декабря.

2. Состав и содержание книги

Книга пророка Осин состоит из трех глав. Главная тема пророчества – день Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд 
над всеми языческими народами и иудеями окончательно уничтожит зло в мире и утвердит Свое блаженное царство. Эта тема 
раскрывается во всех главах книги.
1 глава.  Возвестив суд Божий над всем миром (2-3 стихи), пророк порицает преступления иудеев и говорит об их участи в 
день суда. Из беззаконий иудеев указаны следующие: увлечение культами Ваала, «воинства небесного», Молоха; 
злоупотребление властью, излишняя роскошь богачей. В конце первой главы в кратких, но сильных выражениях описываются 
действия «дня Иеговы» (14-18).
Во второй главе после краткого увещания иудеев обратиться к Господу с покаянием, дабы снискать милость Его до 
наступления «дня Его гнева», пророк говорит, что день Господень простирается не только на них, но и на весь языческий 
мир. Далее он предвозвещает бедствия дня Господня соседним языческим народам – ближним (филистимлянам, моавитянам, 
аммонитянам) и дальним (эфиопам, ассирийцам и др.). Особенно картинно изображается запустение столицы Ассирии – 
Ниневии, которая превратится в пустыню и будет логовом для диких животных (11-15 стихи).
В третьей главе пророк изображает печальное религиозно-нравственное состояние современного ему Иерусалима, 
предвозвещает наступление дня Господня (18 стих), но затем говорит о спасении после суда благочестивого остатка и 
предсказывает обращение к Богу языческих народов.

3. Мессианские черты пророчества Софонии

Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле – от вавилонского плена), пророк прозревает блаженные 
мессианские времена. Характерные черты мессианского времени пророка Софонии следующие:
1) спасение будет простираться на всю вселенную (3:9-10); 
2) оно будет состоять в прощении грехов и святости его членов (3:11-13); 
3) оно совершится, когда Господь воцарится «посреди народа» (3:15). Дать языческим народам «чистые уста», значит 
произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога.
«Из Эфиопии принесут мне дары», т.е. даже самые отдаленные языческие народы, какими во времена пророка были жители 
Эфиопии, обратятся ко Господу, будут чтить Его и приносить жертвы и дары.
Отличительная черта картины суда Божия у Софонии – та, что «день Господень» в его речах – это не только день 
обнаружения божественного гнева над грешниками (как у Наума, Аввакума, Иосии), но вместе с тем это начало новой жизни 
для всего человечества.
Пророчество Софонии о суде Божием (1:14-15) воодушевляло на творчество многих великих композиторов. Оно положено в 
основу содержания Реквиема (Моцарт, Верди, Керубини, Берлиоз).

4. Богослужебное употребление

Из книги пророка Софонии заимствуются две паремии:
1) 3:8-15 – в Великую Субботу. Возвещаемое распространение веры – плод смерти и воскресения Христа Спасителя;
2) 3:14-19 – в Вербное Воскресение. Призыв пророка к радости и веселью соответствует воспоминанию торжественного входа 
Христа в Иерусалим. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца дщерь Иерусалима ...» 
(ст. 14).