Книга пророка Софония 1. Сведения о пророке Софонии Пророк Софония (с евр. – тайнозритель), согласно надписанию книги (1:1), проходил свое служение в Иудейском царстве во времена царя Иосии (640-609). Родословие пророка в надписании книги доводится до четвертого колена, что указывает на знатность его происхождения. В книге нет намеков на произведенную царем Иосией «религиозную реформу», а, напротив, содержатся обвинения в идолопоклонстве (1:5-9) и беззаконии (3:13). Следовательно, Софония пророчествовал до того, как Иосия повел борьбу с иноземными культами (628-621 гг.). Два предыдущих царствования – Манассии и Аммона были самой мрачной эпохой в истории Иудеи. Цари не только находились в полной зависимости от Ниневии, но и добровольно ввели в своей стране языческие верования. В ответ на протесты пророков Манассия начал жестокое гонение (4 Цар. 21:1-18). Тогда Иерусалим был залит кровью, и меч «поядал» пророков, «как истребляющий лев» (Иер. 2:30), в результате чего голос свидетелей Божиих умолк почти на сорок лет. Иосия был сделан царем в восьмилетнем возрасте. В первые годы его царствования преследования прекратились, но культ Молоха и небесных светил все еще господствовал в Иерусалиме. Софония первым из пророков нарушил молчание и повел борьбу с этим нечестием. Его проповедь, очевидно, оказала влияние на молодого царя, который решительными мерами покончил с идолопоклонством. В период реформ Иосии проповедовал Иеремия, а о Софонии уже ничего не упоминается. Вероятно, он умер в начале преобразовательной деятельности Иосии (625 г.). Предсказание разрушения Ниневии (2:4-13), падение которой датируется 612 г. до Р.Х., также свидетельствует о служении Софонии в более ранний период царствования Иосии. Память пророка Софонии празднуется 16 декабря. 2. Состав и содержание книги Книга пророка Осин состоит из трех глав. Главная тема пророчества – день Господень, т.е. суд Божий. Господь через суд над всеми языческими народами и иудеями окончательно уничтожит зло в мире и утвердит Свое блаженное царство. Эта тема раскрывается во всех главах книги. 1 глава. Возвестив суд Божий над всем миром (2-3 стихи), пророк порицает преступления иудеев и говорит об их участи в день суда. Из беззаконий иудеев указаны следующие: увлечение культами Ваала, «воинства небесного», Молоха; злоупотребление властью, излишняя роскошь богачей. В конце первой главы в кратких, но сильных выражениях описываются действия «дня Иеговы» (14-18). Во второй главе после краткого увещания иудеев обратиться к Господу с покаянием, дабы снискать милость Его до наступления «дня Его гнева», пророк говорит, что день Господень простирается не только на них, но и на весь языческий мир. Далее он предвозвещает бедствия дня Господня соседним языческим народам – ближним (филистимлянам, моавитянам, аммонитянам) и дальним (эфиопам, ассирийцам и др.). Особенно картинно изображается запустение столицы Ассирии – Ниневии, которая превратится в пустыню и будет логовом для диких животных (11-15 стихи). В третьей главе пророк изображает печальное религиозно-нравственное состояние современного ему Иерусалима, предвозвещает наступление дня Господня (18 стих), но затем говорит о спасении после суда благочестивого остатка и предсказывает обращение к Богу языческих народов. 3. Мессианские черты пророчества Софонии Говоря о спасении благочестивого остатка (в историческом смысле – от вавилонского плена), пророк прозревает блаженные мессианские времена. Характерные черты мессианского времени пророка Софонии следующие: 1) спасение будет простираться на всю вселенную (3:9-10); 2) оно будет состоять в прощении грехов и святости его членов (3:11-13); 3) оно совершится, когда Господь воцарится «посреди народа» (3:15). Дать языческим народам «чистые уста», значит произвести внутреннюю перемену в их настроении, чтобы они свято чтили Бога. «Из Эфиопии принесут мне дары», т.е. даже самые отдаленные языческие народы, какими во времена пророка были жители Эфиопии, обратятся ко Господу, будут чтить Его и приносить жертвы и дары. Отличительная черта картины суда Божия у Софонии – та, что «день Господень» в его речах – это не только день обнаружения божественного гнева над грешниками (как у Наума, Аввакума, Иосии), но вместе с тем это начало новой жизни для всего человечества. Пророчество Софонии о суде Божием (1:14-15) воодушевляло на творчество многих великих композиторов. Оно положено в основу содержания Реквиема (Моцарт, Верди, Керубини, Берлиоз). 4. Богослужебное употребление Из книги пророка Софонии заимствуются две паремии: 1) 3:8-15 – в Великую Субботу. Возвещаемое распространение веры – плод смерти и воскресения Христа Спасителя; 2) 3:14-19 – в Вербное Воскресение. Призыв пророка к радости и веселью соответствует воспоминанию торжественного входа Христа в Иерусалим. «Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца дщерь Иерусалима ...» (ст. 14).