Книга пророка Михея

1. Личность и служение пророка

Пророк Михей (с евр. – кто как Бог) происходил из селения Морасфа (на юго-восток от Иерусалима) и пророчествовал 
в Иудее при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, т.е. примерно в 740-695 гг. до Р.Х., и был современником Исаии и Осии. 
Эпоха этих пророков была наполнена бурными историческими событиями, волновавшими весь Восток и отразившимися на 
истории Израиля и Иуды. Но разные условия жизни, в которых находились пророки, в частности Исаия и Михей, отразились 
на писаниях обоих пророков. В то время, как Исаия, стоявший по своему аристократическому положению в близких 
отношениях к царскому двору, обнаруживает живой интерес к политическим движениям времени,  стремится дать направление 
этим движениям и описывает жизнь и нравы столицы; Михей – выходец из деревни Морасфы – в своих проповедях для Иудеи 
был тем же, что Амос  для Израиля. Он, подобно Амосу, в своей книге выступает, главным образом, как моралист, совсем 
не затрагивает политических ситуаций своего времени и везде говорит, как выходец из народа. Язык его отличается 
простотой, конкретностью, а иногда даже резкостью, смелым чередованием образов и игрой слов. Его близость к простому 
народу выражается в том особом сочувствии к обиженным, когда Михей говорит о преступлении богатых против бедных, 
наглядно изображая, как иудейские вельможи на своих ложах изобретают средства для своего обогащения за счет бедных 
(2:12-89; 3:3). В книге много образных, живых выражений, заимствованных из деревенской жизни (2:12; 4:67; 5:37; 7:17).
О Михее имеется упоминание в книге пророка Иеремии. Некоторые из старейшин, поддерживая предсказания Иеремии о 
печальной судьбе Иерусалима, напомнили всему народному собранию, что об этом же пророчествовал Михей Морасфитянин 
во дни Езекии (Иер. 26:17-18). Память пророка Михея празднуется Церковью 27 августа.
Пророка Михея Морасфитянина следует отличать от более древнего по времени служения пророка Михея, сына Иемвлая, 
пророчившего в Израильском царстве во времена пророка Илии, при нечестивом царе Ахаве, и не оставившего писаний 
(3 Цар. 22 глава).

2. Состав и содержание, книги

Книга пророка Михея состоит из семи глав и может быть разделена на 3 части.
1 часть (1-3 главы) содержит предсказания о разрушении Самарии и опустошении Иерусалима.
2 часть (4-5 главы) говорит о спасении Израиля и языческих народов через Старейшину из Вифлеема.
3 часть содержит обличительные речи на Израиля и возвещение надежды на спасение.
В первой части пророк начинает свои речи возвещением разрушения Самарии вместе с ее идолами, затем, с такой же 
угрозой он обращается к Иерусалиму (1 глава). Причиной Божественного гнева на Иерусалим является нечестие иудеев, 
в особенности же преступления иудейских вельмож, лжепророков и судей.
Иудейские вельможи ночью на ложах своих придумывали планы ограбления бедных и приводили их в исполнение днем: путем 
насилия отбирали чужие поля, дома и собственность, лишая детей родительского наследства (2:12; 9). К этой теме пророк 
возвращается неоднократно.
Ложные пророки льстили народу и из корыстных побуждений вводили его в заблуждение, возвещая мир и благополучие, когда 
предстояло бедствие. За вознаграждение они «проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют 
войну» (2:5).
Характеризуя нравственное состояние всех иудеев, пророк со скорбью говорит «Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь 
и сказал: я буду пророчествовать тебе о вине и сикере, то он бы был угодным проповедником для этого народа» (2:11). 
«За эти преступления, говорит пророк, Сион будет распахан, и Иерусалим сделается грудой развалин, и гора Дома сего 
будет лесистым холмом» (3:12). Эти угрозы прерываются обетованием о будущем соединении Израиля и Иудеи и возвращении 
их из плена (2:12-13).
Вторая часть содержит утешительные пророчества, возвещенные уже после падения Самарии в 722 году и обращенные к жителям 
Иерусалима, дабы те не впали в отчаяние от подобной же участи.
Здесь в 4-й главе Михей дословно повторяет пророчество Исаии о возвышении Горы Сиона (Господней). Настанет время, 
говорит пророк, когда гора Сион прославится более всех гор, ибо к ней соберутся все народы, чтобы научиться закону, 
который выйдет из Сиона и Иерусалима (Мх. 4:1-4; ср. Ис. 2:25). Мнения экзегетов по этому поводу следующие, их четыре:
1) оба пророка, вероятно, получили одинаковое откровение; 
2) Михей приводит пророчество Исаии, которое тогда знали все иудеи, подтверждая тем самым его важность и неизбежность 
исполнения;
3) пророк Исаия приводит в своей книге пророчество Михея;
4) оба пророка заимствовали более древнее пророчество о горе Господней. Верным, очевидно, приходится признать второе 
мнение, ибо Исаия подробно говорит о бывшем ему откровении от Бога (см. Ис. 2:1).
Это пророчество рассматривали многие отцы Церкви (Иустин мученик, Ириней Лионский, Тертулиан, Блаженный Феодорит, 
Климент Александрийский, Ефрем Сирии, Иоанн Златоуст) и все подчеркивали, что мессианское значение этого пророчества 
намного шире по содержанию, нежели историческое его понимание (возвращение из плена). Здесь, по мнению святых отцов, 
пророк Михей предсказывает распространение евангельской проповеди среди евреев и язычников.
Утешительные пророчества этой части заканчиваются предсказанием о приходе Старейшины из Вифлеема, Который защитит 
остаток Иоаннов, сделает его мирным и святым народом, среди которого уже не будет коней, колесниц и предметов ложного 
богопочитания.
Третья часть (6-7 главы) заключает в себе речи пророка, относящиеся к разным периодам его служения.  Призывая во 
свидетельство горы и холмы, пророк обличает Израиль в неблагодарности и отступничестве от Бога. Господь через Михея 
напоминает Своему народу о многочисленных благодеяниях, оказанных ему по исходе из Египта. Далее говорится о 
бесчисленных грехах народа Божия: кругом ложь, обман и угнетение бедных.
Торговцы наживаются на обмане, применяя уменьшение меры, неверные весы и гири; начальники и судьи оставили всякую 
правду. «Лучший из них  как терн, и справедливый  хуже колючей изгороди» (7:4). При таком положении дел бедный человек 
совершенно беззащитен. Возвещая наказание, пророк, однако, выражает надежду, что Господь помилует остаток наследия 
Своего, изгладит беззакония его и, как в дни исхода из Египта, явит дивные дела Свои (7:7-20).

3. Пророчество Михея о месте рождения Спасителя (5:2 – наизусть)

«И ты Вифлееме, доме Ефрафов, еда мал еси, еже быти в тысящах иудиных, из тебе бо мне изыйдет Старейшина, еже быти в 
князя во Израили, исхода же Его от начала, от дней века» (5:2; евр. 5:1).
«Вифлеем» значит «дом хлеба», так он назван за плодородие полей. «Ефрафа» - более древнее название Вифлеема, по имени 
родоначальника жителей  правнука Иуды (Руфь 1:2; 1 Цар. 17:12; 1 Пр. 4:4).
«Тысячи иудины» - значительные иудейские города, в которых взрослое мужское население (подлежащее переписи) достигло 
тысячи и более человек. По смыслу пророчества, Вифлеем, хотя и небольшой город, но в будущем он прославится, когда из 
него произойдет Мессия.
«Старейшина» (греч. «игуменос») – этого слова нет в еврейском тексте, оно является глоссой, т.е. пояснительной вставкой.
Выражение «исходи же Его из начала от дней вечных» отцы и учители Церкви объясняют, как указание на предвечное рождение 
Христа по Божеству (ср. Пс. 109:3). «Произойдет Мне»  т.е. Богу, для славы Божией, во исполнение Божиих планов и 
обетовании.
Из Евангелия Матфея видно, что текст Михея 5:2 всегда понимается, как пророчество о месте рождения Мессии, когда Ирод, 
встревоженный прибытием волхвов, созвал первосвященников и спросил у них, где должен родиться Христос?  Последние 
ответили: «в Вифлееме иудейском» и привели текст пророчества Михея 5:2 (Мф. 2:5-6). Об этом знали не только книжники, 
но и весь народ, что видно из Евангелия Иоанна 7:42. «Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова 
и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид? Итак, произошла о Нем распря в народе».
Стих 3. «Посему Он оставит их до времени, доколе не родит имеющая родить». Под «имеющей родить» одни толковники 
разумели Церковь (Иероним, Феодорит), другие – Пресвятую Деву Марию (Ефрем Сирии, Кирилл Александрийский и многие 
экзегеты нашего времени). Второе толкование предпочитается первому. Сам пророк Михей не объяснил этих слов, как думают, 
потому, что в то время широко известно было пророчество Исаии о рождении Мессии от Девы. Михей, таким образом, лишь 
дополняет это пророчество указанием места рождения Спасителя (Ис. 7:14).

4. Богослужебное употребление книги

Из книги пророка Михея читаются три паремии.
1. В навечерие Рождества Христова на первом часе (Мих. 5:2-4).
2. На Рождество Христово на вечерне (Мих. 4:6-7; 5:2-4; (3-я пар).
3. На праздник Преполовение Пятидесятницы (Мих. 4:23; 55:4 и 6:25, 8).