Книга пророка Иоиля 1. Личность и служение пророка В надписании книги пророк Иоиль (евр. Йоэль – Иегова есть Бог) называет себя сыном Вафуила, но время и место его служения, а также, кем был его отец, не указывается. Из содержания книги видно, что пророческое служение Иоиль проходил в Иудее, т.к. Иерусалим, Сион, храм и богослужение упоминаются в его книге многократно. Время пророческого служения также не указано в надписании но оно может быть определено тоже по содержанию книги. Традиционное мнение, основанное, главным образом, на том, что книга пророка Иоиля занимает второе место среди 12-ти малых пророков (в переводе 70ти – четвертое), относит его к одному из древних пророков (VШ в. до Р.Х.). Между тем, современные исследователи почти единогласно считают Иоиля пророком второго иерусалимского храма. Это мнение научно подтверждается тем, что в книге Иоиля отсутствуют элементы, которые имеются у допленных пророков, а именно: 1) нет упоминания о царе; заведование делами государства усвояется священникам и старейшинам; 2) нигде не упоминается об Израильском царстве; вся книга говорит только об Иудее; 3) говорится о рассеянии народа Божия между язычниками и разделении страны (3:2), т.е. отмечаются последствия вавилонского пленения, и даже упоминается о продаже иудеев «сынам явана», т.е. грекам-ионийцам (3,6); 4) нет обличении идолопоклонства, которыми обычно наполнены книги допленных пророков; 5) несчастье, постигшее иудеев, современников пророка (саранча и засуха), изображается как временное бедствие, а не как кара за грех идолопоклонства. Главный порок, против которого ополчается пророк, это механическое исполнение обрядов закона. Определить точно время служения Иоиля можно из 1:14 и 2:15-17. В этих стихах содержится призыв пророка собраться в храм всему народу вместе с детьми и стариками для молитвы и покаяния. Это может свидетельствовать: 1) о сравнительно небольшой иудейской общине, какой она, действительно, была в V веке, т.е. в первое время после возвращения из плена, и состояла из жителей Иерусалима и прилегающих районов; 2) о послушании пророкам, которое наблюдается только в послепленное время. Поскольку в книге упоминается храм, следовательно, пророк Иоиль пророчествовал после его восстановления в 516 г. (при Аггее и Захарии). Иоиль мог служить при храме. Стиль книги близок к богослужебному. Но в жизни иудеев еще не было тех порядков, которые обличаются в книгах Ездры, Неемии и пророка Малахии (браки иудеев с язычниками, ропот). Поэтому, временем служения Иоиля можно считать первую половину V веке до Р.Х. (между 500-450 гг.). Память его празднуется Церковью 29 декабря. 2. Состав и содержание книги Книга пророка Иоиля состоит из трех глав, в которых излагаются две речи пророка, и соответственно этому может быть разделена на две части: историческую: (1:2-2:17) и пророческую (2:18–3:21). В исторической части описывается повод к произнесению Иоилем пророчеств опустошение страны иудейской вследствие нашествия саранчи и засухи. Яркими чертами описывает пророк это бедствие, изображая саранчу, как многочисленное войско, опустошающее поля и сады иудейские, подобно боевой коннице, быстро и сплошной массой, проникающее даже в селения и дома жителей. Вследствие недостатка в хлебе и вине не стало даже приношений и праздничного возлияния в доме Божием, а стада волов и овец погибли без пастбищ. Пророк указывает средства к отвращению бедствий в покаянии, посте и молитве (2:12): «Пусть плачет Иудея, как плачет невеста по умершем женихе; пусть священники облекутся во вретище и назначат пост всем до малолетних включительно. В посте и плаче молитесь Господу, чтоб пощадил Он достояние Свое и не дал народ Свой в укоризну». В пророческой части (2:18–3:21) возвещается ниспослание покаявшимся земных благ в плодоношении земли (2:18-21), а их потомкам излияние даров Святого Духа в мессианские времена (2:28-29), суд Божий и спасение людей (2:30–3:21). Обе части книги тесно взаимосвязаны: изложенное во второй части является следствием покаяния, о котором говорится в первой части (то хорошо видно из следующих слов: «И тогда возревнует Господь о земле Своей и пощадит народ Свой, и ответит Господь, и скажет народу Своему» (2:18-19). 3. Пророчество Иоиля об излиянии даров Святого Духа (2:28-29– наизусть) «И будет после того, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те же дни изолью от Духа Моего». «Излию» - значит нашлю в изобилии. В Ветхом Завете Дух Святой изливался преимущественно на помазанников: пророков, первосвященников, теократических царей. Пророк же Иоиль предвозвещает излияние даров Святого Духа «на всякую плоть», сыновей, дочерей, старцев, юношей, на «рабов и на рабынь», т.е. на всех людей, независимо от пола, возраста и состояния. Следствием излияния даров Святого Духа будет проявление в них пророческого дара, получение откровения о воле Божией в видениях и сновидениях. Это пророчество исполнилось, прежде всего при сошествии Святого Духа на апостолов, получивших при этом дар знания языков (необходимый для проповеди Евангелия среди язычников); затем, в ниспослании христианам, особенно первенствующей Церкви, чрезвычайных даров Святого Духа: дара пророчества, дара языков, дара истолкования того, что говорилось на неизвестном языке (1 Кор. 12:14). Об исполнении пророчества Иоиля в день первом по Воскресении Христовом Пятидесятницы говорит апостол Петр. Когда иудеи и прозелиты, из многих стран собравшиеся в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, услышали необыкновенный шум, бывший при сошествии Святого Духа и устремились к горнице апостолов, то, увидев их, говорящими на разных языках «как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:3), удивились и не могли объяснить происшедшего. Тогда «Петр, встав с одиннадцатью», объяснил им, что то, что они видят и слышат, является исполнением пророчества Иоиля об излиянии даров Святого Духа и привел текст пророчества. Свою речь апостол Петр закончил призывом к покаянию и крещению во имя Иисуса Христа, что является необходимым условием для получения даров Святого Духа. «Ибо вам принадлежит обетование и детям варим, и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:39). Следовательно, по мысли апостола Петра, ниспослание даров Святого Духа будет продолжаться в Церкви (через крещение и другие таинства) во все времена ее исторического существования на земле, но под непременным условием веры во Христа и крещения. Стих 2:30-32. С обетованием о ниспослании даров Святого Духа у пророка Иоиля соединяется предвозвещение наступления «дня Господня», т.е. праведного суда, в дни которого спасутся, только призывающие имя Господне и изображаются знамения второго пришествия, очень сходные с указанными в Евангелии от Матфея (24:29-30). Слова пророка Иоиля: «И будет, всяк иже призовет имя Господне, спасется» апостол Павел приводит в Послании к Римлянам (Иоан. 2:32 = Рим. 10:13). 4. Богослужебное употребление книги пророка Иоиля Из книги пророка Иоиля, соответственно ее мессианскому значению, заимствуются три паремии: 2:23-32 пророчество об излиянии Святого Духа читается на вечерне в день Пятидесятницы. 2:12-26 и 3:12-21 – стихи, изображающие суд Божий, читаются как паримии на часах и вечерне в среду Сырной седмицы, которая посвящается воспоминанию Страшного суда.