Книга пророка Осии

Личность пророка и его время

Пророк Осия (евр. Гошеа – спасение), согласно надписанию его книги (1,1), жил и пророчествовал в Израильском царстве 
«во дни Озии (781-740), Иофама (740-736), Ахаза (736-716), Езекии (716-687), царей Иудейских, и во дни Иеровоама II 
(783-743), царя Израильского». Из этого надписания следует, что Осия начал пророчествовать, самое позднее, в последнее 
десятилетие 40-летнего царствования царя Иеровоама II; далее проходил свое служение при его преемниках: Захарии, 
Селлуме, Менаиме (743-738), Факии, Факее II Осии (732-724), так как преемники Иеровоама II были современниками 
перечисленных в надписании царей иудейских. Конец служения пророка совпал с концом Израильского царства (это можно 
видеть из 1-го стиха 12-й главы), где пророк обличает израильтян за стремление заключить союз с Египтом, против 
Ассирии. Как известно, именно этот союз был причиной нашествия на Израильское Северное царство Ассирии, закончившегося 
падением Израильского царства (722 г.). Таким образом, пророческое служение Осии охватывает период с 750 по 725 годы. 
Возможно, пророк был свидетелем падения Северного царства (если учитывать, что он дожил до Езекии иудейского (716-687).
Биографических сведений об Осии почти не сохранилось. Некоторые историки считают, что он был священником. Во всяком 
случае, пророк был хорошо знаком с жизнью духовенства. Он был женат на женщине по имени Гомерь. По–видимому, под 
«блудницею (1.2) он разумеет ее, женщину, неверную своему мужу. Пророк не предал ее суду по законам того времени, 
но ждал раскаяния грешницы. Эта жизненная драма Осии подсказала ему сюжет притчи, в которой Израиль представлен в 
виде неверной жены.
Время пророческого служения Осии было очень бурным, как в политическом и в религиозно-нравственном отношениях. 
Иеровоам II расширил пределы Израильского царства от Емафа (севернее Дамаска) до Мертвого моря, (4 Цар. 14:25-28) 
и прославил его могуществом и силой, которых оно не знало со времени Давида и Соломона. По смерти Иеровоама II начался 
целый ряд дворцовых переворотов, приведших к быстрому упадку царства.
Сын Иеровоама II Захария, последний представитель дома Инуя, занимавшего Израильский престол целое столетие, на 6-м 
месяце царствования пал жертвой заговора Селлума (4 Цар. 15:89). Через месяц Селлум был убит Менаимом. Власть 
последнего была настолько слабой, что он обратился за поддержкой к ассирийскому царю Фулу (Тиглатпалассару III), 
уплатив ему 1 000 талантов серебра, чтобы он «поддержал царство в его руках» (ассирийская надпись) (ср. 4 Цар. 1:9).
Сын и преемник Менаима Факия через два месяца был умерщвлен Факием; последний, в свою очередь, был низложен и убит 
Осией (4 Цар. 15:30), на 9-м году правления которого ассирийский царь Саргадон овладел Самарией и положил конец 
существованию Северного царства (722 г. до н.э.).
Религиозно-нравственное состояние израильтян в дни пророка Осии было неутешительным. В стране господствовал 
введенный Иеровоамом I культ тельцов с центральными жертвенниками им в Вефиле и Дане. Представляя Иегову в образе 
тельца, израильтяне все более и более приравнивали Бога к языческим богам, смешивали Его с Ваалом и даже усвояли 
Ему имя Ваала (2,16). Служение тельцам, таким образом, явилось переходной ступенью от богооткровенной религии к 
чистому язычеству. Это отпадение от Господа отражалось и на нравственном состоянии израильтян. Исчез страх перед 
святостью Бога и Его Закона. Не было ни истины, ни милосердия. Клятвопреступление, убийства, обман, воровство, 
прелюбо-деяние, согласно описанию пророка, проникли во все слои израильского общества (4:12; 8:13-14-18; 5:16).

Состав и содержание книги

Книга пророка Осии состоит из 14-ти глав и по содержанию может быть разделена на две части: символическую (1-3 главы) 
и пророческую (4-14 главы).
Всю книгу объединяет одна идея: любовь и брак, как символы отношений между Богом и избранным народом.
1 часть заключает в себе описание эпизодов из личной жизни пророка в первый период его служения при Иеровоаме II, 
имевшем символическое значение. По повелению Божию Осия взял себе в жены блудницу (Гомерь, дочь Давлаима), и она 
родила ему двух сыновей и дочь, которым пророк дал символические имена: первый сын – Изреель, дочь Лорухама 
(«Непомилованная»), второй сын – Ло-Амми («Не Мой народ»). Эти символические имена указывают на измену Израиля 
своему Богу и на грядущее за это наказание – отвержение и плен. Но потом Господь помилует вразумленный бедствием 
народ, и он снова станет народом Божиим (1-10-11).Во второй главе разъясняются символические действия и названия 
первой главы. За «то, что Израиль изменил Богу, как жена своему мужу, и духовно прелюбодействовал с идолами, он будет 
наказан. Но после раскаяния Господь снова примет его в союз с Собой: «И обручу тебя Мне навек… и обручу тебя Мне в 
верности... и помилую «Непомилованную», и скажу: «не Моему народу»: «вы Мой народ», а он скажет: «Ты мой Бог» 
(2:19-28). Это пророчество говорит о новом (духовном) Израиле – христианах.
В третьй главе описывается новое символическое действие. По повелению Божию Осия возвратил в свой дом изменившую 
ему жену, ушедшую к другому, дал за нее выкуп и в наказание за неверность приказал ей продолжительное время 
находиться в одиночестве. Такая же участь постигнет и сынов израилевых за неверность Господу. Но потом они взыщут 
Господа Бога своего и Давида «в последние дни». Давидом у Осии (3:5), так же как и у Иезекииля (34:24), называется 
Мессия. По апостолу Павлу, это обращение ко Христу последует, когда в Церковь войдет полное число язычников 
(Рим. 11,25).
Таким образом, брак Осии с Гомерью есть символ отношений между Богом и Его народом. Историчность его теперь 
общепризнана среди экзегетов, но еще в древности и в Новое время (Ориген, Кальвин и другие) существовало мнение, 
что этого брака не было в действительности. Против этого мнения выступил блаженный Феодорит. «Я крайне удивляюсь, 
говорит Он, тем, которые осмелились поверить, как будто слова «иди и пойми себе жену блуждения и роди чада блужения» 
(Ос. 1:2) не были исполнены на самом деле, и будто бы, хотя Бог всяческих повелел, но пророк не принял Его повеления, 
и слова произнесены, а в действие не приведены.... Пророк не заимствовал скверны от этой распутной жены, потому что 
согласился на этот союз не из раболепства порочному вожделению, но ради исполнения Богом данного ему повеления. 
Надлежит знать, что хорошее и худое познается таковым по цели (т.е. по внутреннему расположению действующего)... 
Если чудный Осия, не похоти поработившись, но повинуясь Божию мановению, взял блудницу, то этот союз был чище 
всякого брака» (Толкование на пророка Осию).
Вторая часть книги (4-14) содержит три пророческие речи, относящиеся ко времени преемников Иеровоама II: Захарии, 
Селлума, Менаима, Факии, Факея и Осии. В них подробно описываются грехи израильтян, говорится о наказании за них, 
содержатся обетования о спасении. Говоря о грядущих страданиях, пророк предсказывает, что в бедствиях народ раскается 
и скажет: «Пойдем и возвратимся к Богу, ибо Он уязвил, и Он исцелит нас, поразил и перевяжет наши раны». В настоящем 
своем состоянии, говорит пророк, они не исправимы; ложь, воровство и разбой действуют открыто; все благое пожираемо 
идолопоклонством «как печью, растопленною пекарем». Но, несмотря на нечестие, Господь верен Своим обетованиям. Он 
через пророка напоминает Израилю о промышлении о нем в дни его юности: «Когда Израиль был юн, Я возлюбил его и из 
Египта вывел сына Моего. Я звал их, а они уходили прочь, приносили жертву и кадили истуканам. Я Сам приучил Ефрема 
ходить (учил путям жизни), носил его на руках Своих (во время 40-летнего странствия в пустыне), а они не сознавали, 
что врачевал их...» (11:1-3). А теперь «Ассур он будет царем его... И падет меч на города его и истребит затворы 
его» - говорит пророк, от лица Божия предсказывая плен. Но далее он говорит о милосердии и любви Божией. «Повернулось 
во Мне сердце Мое; возгорелась вся жалость Моя. Не сделаю по ярости гнева Моего, не истреблю Ефрема; ибо Я Бог, а 
не человек...» (11:8-9).
Последние три главы представляют собой резюме всего сказанного в одиннадцати главах.
Построены все речи в книге по одному плану: сначала следует обличение, потом угроза наказанием и, наконец, обетование 
спасения.

 
Мессианские пророчества Осии

Обетования спасения, заключающие каждый отдел книги пророка Осии, имеют мессианское значение, так как черты, в 
каких изображается это спасение, согласны с мессианскими предсказаниями других пророков и приложимы ко Христу и 
Его Церкви.
Стихи 1:10 и 2:23 заключаютв себе пророчество о новом Израиле – христианах. Апостол Павел приводит эти стихи в 
послании к Римлянам (9:25-26) и говорит об исполнении содержащегося в них пророчества, т.е. о призвании в Церковь 
Христову не только иудеев, но и язычников.
В стихе 6:13 пророк изображает будущее спасение как исцеление и воскресение в третий день. «Оживит нас через два дня, 
и в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его» (6:2). В историческом смысле, в приложении к древним 
израильтянам, слова «два дня, третий день»  обозначают кратность времени, после которого пленникам будет даровано 
избавление. В мессианском смысле, это пророчество, по святоотеческому толкованию, содержит предсказание о всеобщем, 
духовном воскресении людей, освобождение их от рабства греху через Иисуса Христа и наследии вечной жизни по 
воскресении из мертвых, начало которому положено воскресением Иисуса Христа. Поэтому многие экзегеты думают, что 
в словах апостола Павла «Христос... восста в третий день по писанием» (1 Кор. 15:14) подразумевается данное 
пророчество, т.к. в Ветхом Завете, кроме этого пророчества и прообраза трехдневного пребывания Ионы во чреве кита, 
нигде не говорится о воскресении Спасителя в третий день.
Стихи 11,1. «Из Египта воззвах сына Моего», буквально относящиеся к изведению евреев из египетского плена, 
евангелист Матфей приводит как пророчество об удалении в Египет и возвращении из него Богомладенца Христа (Мф. 2:15).
На первое из этих событий (пребывание и исход евреев из Египта) евангелист смотрит как на прообраз второго. 
Как пребывание Израиля в Египте в то время, когда он был, как народ, еще младенцем, было нужно для его спасения 
от голода и пагубного влияния в Ханаане, так и пребывание Богомладенца Христа в Египте было необходимо для сохранения 
Его от меча Ирода. Основанием для такого понимания является тот факт, неоднократно засвидетельствованный в священных 
книгах, что ветхозаветный Израиль был прообразом Мессии и в важнейших событиях своей жизни он прообразовал отдельные 
события земной жизни Христа. В стихе 13:14  пророк изображает спасение от плена, как избавление от смерти. «От власти 
ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа? Раскаяния в том не будет у Меня» 
(Ос. 13:14). Апостол Павел приводит это место в Первом Послании к Коринфянам», как пророчество о сошествии Христа во 
ад и победе Его над смертью (1 Кор. 15:55). Апостол смотрит на ассиро-вавилонский плен как на образ духовного плена, 
а на освобождение от него и возвращение в землю обетованную, как на прообраз освобождения людей от греха и смерти 
через Иисуса Христа.

За богослужением книга пророка Осии не употребляется.