Неканонические места книги пророка Даниила

В переводе Семидесяти, славянорусской Библии и Вульгате книга пророка Даниила имеет некоторые дополнительные 
повествования, отсутствующие в еврейском тексте. Эти неканонические места следующие: молитва Азарии и песнь трех 
отроков в печи вавилонской (3, 24-90); история Сусанны (13 глава) и повествовавание об идоле Виле, драконе и 
шестидневном пребывании Даниила во рву львином (14 глава).

Песнь трех отроков (3, 24-90)

По содержанию этот отдел разделяется на две части: в Первой излагается молитва Азарии (стихи 24-45), во второй – 
песнь трех отроков Анании, Азарии и Мисаила (стихи 52-90).
В покаянной молитве Азарии оплакиваются грехи еврейского народа, в наказании его пленом признается правосудие 
Божие и выражается надежда на спасение. В хвалебной  благодарственной песне отроков прославляется Господь за все 
дела Его в мире и за спасение их из огненной печи.
Этот отдел третьей главы считается неканоническим, ибо его нет на еврейском языке; но есть основания думать, что 
отдел этот был первоначально написан на еврейско-арамейском языке, так как он имеется в греческих переводах, например, 
Феодотиона (II в. н.э.). Кроме того, неканонический отдел логически тесно связан с каноническим текстом главы. Отцы 
Церкви придавали песни трех отроков высокий авторитет (например, Иоанн Златоуст, блаженный Феодорит и другие, а 
Православная Церковь употребляет песнь отроков за богослужением: на ее основании составленаы 7-я и 8-я песни утренних 
канонов. 15-я паримия на Литургии в Великую Субботу читается вместе с неканоническим прибавлением. В великопостной 
будничной службе библейские песни на каноне – песнь трех отроков.
Относительно подлинности событий, описанных в 13-й и 14-й главах, мнения толковников расходятся. Однако, надо иметь 
в виду, что в богослужебных текстах используются фрагменты этих неканонических мест (служба 30 декабря – неделя 
праотец), что говорит о доверии, которое Церковь оказывает этим повествованиям.
Второй тропарь первой песни канона говорит о «спасении целомудренным Даниилом целомудренной Сусанны к посрамлению 
лютых старцев».
Второй тропарь седьмой песни канона – «пророк (Аввакум) предста восхищен пищу нося».