Книга пророка Даниила
Личность, служение и эпоха Даниила

Пророк Даниил происходил из знатной семьи колена Иудина и после подчинения Иудеи в 605 году Навуходоносором, вместе 
с друзьями своими Ананией, Азарией и Мисаилом был отведен в Вавилон и здесь проходил свое служение до самого падения 
Вавилона в 539 году до Р.Х. и некоторое время после. Юноша Даниил и три друга его были назначены на службу при царском 
дворе и должны были в течение трех лет изучить науки и халдейский язык, получив, в знак зависимости от Навуходоносора, 
новые имена: Даниил – Валтасар, Анания, Азария и Мисаил – Сидрах, Авденаго и Мисах.
Находясь при дворе языческого царя, юноши не оставляли поста и отеческого благочестия и отличались успешным постижением 
наук; Даниил же, кроме того, как пророк, отличался особым даром понимать сны и видения.
Во второй год царствования Навуходоносора (605-562 гг.) Даниил напомнил и истолковал сон царю, чего не могли сделать 
ни один из мудрецов Вавилона, несмотря на угрозы казни. Это произвело такое впечатление на царя, что он исповедал 
еврейского Бога истинным Богом, а Даниила почтил дарами и высоким сложением при дворе (глава 2).
Позже Даниил истолковал и другой сон Навуходоносору, возвещавший ему наказание за гордость и превозношение (о дереве, 
которое простиралось до неба, но должно было быть срублено по повелению свыше). Даниил предрек царю семилетнее унижении 
вследствие особой болезни, пока он не осознает над собой власти Бога (4 глава).
В царствование первых трех преемников Навуходоносора: Евул–Меродаха, Нериглиссора, Лабоссардаха) в течение семи лет 
о Данииле нет сведений. Ко времени Валтасара (сопроводителя Набонида – последнего из вавилонских царей) относится 
видение Даниилом четырех монархий под образом четырех необыкновенных зверей (7 глава) и двух монархий: мидо-персидской 
и греческой под видом овна и козла (8 глава). К последнему дню 17-летнего царствования Валтасара (539 г.) относится 
появление во время царского пира таинственной руки, начертившей на стене слова: «мене, текел», упарсин (перес)» и 
объяснение этих слов пророком (5 глава).
В 539 году Вавилон был взят Киром и тем самым был положен конец 84-летнему самостоятельному существованию Вавилонского 
царства (623-539). Воцарившийся в том же году Дарий Мидянин, зависивший от Кира, царя Персидского, царствовал только 
2 года.
Но слава и значение пророка Даниила и теперь оставалась на прежней высоте. При Дарие Мидянине, вследствие происков 
завистливых вельмож, он был ввержен в львиный ров, но остался невредимым, а участь быть растерзанным досталась его 
врагам, что явилось новым поворотом к прославлению самим царем Дарием Бога Даниилова (6 глава).
К этому же времени относится откровение о семидесяти седминах, полученное Даниилом через архангела Гавриила и бывшее 
провозвещением освобождения евреев из плена и пришетвия Мессии (9 глава).
По смерти Дария Мидянина, при единовластии Кира Персидкого, Даниил сохранил прежнее положение и употребил близость 
персидскому двору во благо своего народа, содействуя его освобождению. После известного указа Кира о возвращении 
евреев на родину и восстановлении Иерусалимского храма (538 г. до Р.Х.), Даниил оставался при дворе и в третий год 
царствования Кира имел откровение о дальнейшей судьбе народа Божия, в связи с историей языческих государств 
(10-12 главы). Из этого откровения, в частности, стало известно о том, что каждый народ на земле имеет своего 
ангела-хранителя.
О годе смерти пророка Даниила точных сведений нет. Вероятно, он умер в Вавилоне, занимая при Кире тот высокий пост, 
которого удостоился еще при царе Дарии Мидянине. Память его совершается 30 декабря по новому стилю.

Автор и время написания книги

Авторство Даниила никогда не оспаривалось. Как ветхозаветная, так и новозаветная Церковь всегда уверенно указывали на 
самого пророка как на автора книги. Иудейский историк Иосиф Флавий так говорит о Данииле: «Окончив жизнь, Даниил стяжал 
вечную память, ибо книги, которые он, написав, оставил, читаются у нас и ныне. И мы удостоверяемся в них, что он 
беседовал с Богом». Христианская Церковь засвидетельствовала подлинность книги пророка Даниила устами своего 
Божественного Основателя. «Итак, - говорит Христос Своим ученикам, когда увидите мерзость запустения, реченную 
через пророка Даниила, стоящую на святом месте, читающий да разумеет, тогда, находящиеся в Иудее, да бегут в горы...» 
(Мф. 24,15,16). Этими словами Христос утверждает не только существование самого Даниила, но и принадлежность ему 
пророчества о седминах (Дан. 9,24-27).
Пророк Даниил выдает себя за современника Вавилонского плена и это косвенно подтверждает язык самой книги: еврейский 
и арамейский. Вавилонский плен был, действительного, временем совмещением у евреев обоих наречий: народ не забыл 
своего родного еврейского языка, но к концу плена многие уже понимали и говорили на арамейском.
Текст Даниила, вполне возможно, был редактирован мужами Великой Синагоги, которые и включили книгу в Канон Священных 
Книг.