IV часть книги пророка Иезекииля (40-48 главы)

Эта часть книги, написанная в последние годы жизни и служения пророка, заключает в себе описание символических 
видений нового города и храма, имеющих мессианское значение. По содержанию эту часть можно разделить на предисловие 
(40, 19) и 3 отдела: 40,5-43,12; 43,13-47,12; 47,13-48,35.
В предисловии говорится о том, как в 25-й год плена и 14-й год по разрушении Иерусалима (572 г. до Р.Х.) в видении 
Дух Божий перенес пророка в землю Израильскую, на гору (Сион); там явился ему таинственный Муж с льняной веревкой в 
руке и тростью измерения и повелел пророку наблюдать, что Он будет делать и запомнить, что Он будет говорить, а 
затем передать это дому Израилеву.
В первом отделе (40,5-43,12) дано описание плана нового храма и устройства внешнего и внутреннего двора его с 
измерением всех частей; затем пророк созерцал (43,24), как Слава Господня возвратилась в храм через те же (восточные) 
ворота, через которые она удалилась согласно видению, описанному в 10,19-11,23; при этом Муж, производивший измерения, 
сказал пророку: «Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить посреде сынов израилевых во веки» 
(43,7).
Во втором отделе (43,13-47,12) описан новый жертвенник, порядок его освящения и изложены законы о священниках, 
левитах и богослужебный устав относительно жертв, праздников и т.д., через исполнение которых весь Израиль должен 
освящаться. Из храма потечет источник по всей земле и оживит ее; по берегам источника будут расти деревья с плодами 
жизни и целебными листьями; Мертвое море, благодаря водам этого источника, будет изобиловать рыбою (47,1-13).
В третьем отделе (47,13-48,35) говорится о разделении земли между 12-ти коленами по уделам. Последние распределены 
по жребию и несколько иначе, чем при Иисусе Навине, а именно: семь колен на севере: Даново, Ассирово, Неффалимово, 
Манассино, Ефремове, Рувимово и Иудино; в центре – удел Божий с храмом, удел для царя и священников; на юге уделы 
для остальных пяти колен: Вениаминова, Симеонова, Иссахарова, Завулонова и Гадова. Особенность распределения земли 
по уделам состоит в том, что уделы даются и для иноземцев, которые «должны считаться наравне с природными жителями», 
22-23). Иерусалим располагается в центре и имеет вид квадрата по 4500 мер в каждую сторону (48,16). Он будет 
называться новым именем: «Иегова Шамма» - «Господь там» (48,35).
Это видение пророк созерцал, когда город и храм лежали в развалинах. В ближайшем историческом смысле оно относится 
ко времени возвращения из вавилонского плена и восстановления города и храма. Но из книг Ездры и Неемии видно, что 
евреи по возвращении из плена не занимались таким устройством города, которое предначертано в плане Иезекииля: 
земли не перераспределяли, но каждый поселился в наделе своих предков; храм был устроен по образцу Соломонова, не 
было у них ни царя, ни источника из храма, ни деревьев жизни. Поэтому полное осуществление видения нельзя относить 
к ближайшим послепленным временам; кроме того, многие черты этого видения вообще могут быть истолкованы буквально 
(источник, деревья жизни и пр.); их можно понять, если только рассматривать их как образы мессианского духовного 
царства – Церкви Христовой и ее Главы. Так, «живоносные воды» источника, вытекающие из храма – образ благодати 
Божией или даров Святого Духа, которые обильно преподаются в Церкви Христовой верующим в Него, вследствие чего они 
делаются способными к совершению христианских добродетелей (2 Петр. 1,3). «Источник» - образ Христа Спасителя, 
виновника вечного спасения (Евр. 5,9), Который в этом смысле Сам Себя сравнивает с источником воды живой 
(Ин. 4,14; 7,37).
«Храм» - образ Церкви Христовой – встречается и у других пророков. Например, у Исайи и Михея, которые 
распространение Церкви Христовой изображают под образом собрания всех народов в храм Господень (Ис. 2,2-3; Мих. 4,1-2). 
Новое название созерцаемого града «Иегова Шамма» - «Господь там» (48,35), указывающее на особую близость Господа к 
людям и пребывание Его с ними, соответствует обетованию воскресшего Спасителя, провозгласившего Своим последователям: 
«Се Аз с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). 
Наконец, нельзя не отметить, что описание Нового Иерусалима в книге Иезекииля повторяется и во многом совпадает с 
образом видения Нового Иерусалима новозаветным тайнозрителем Иоанном Богословом. Иоанн также вознесен был Духом 
Божиим на высокую гору и созерцал Новый Иерусалим, как символ Царства Божия, причем ему также был показан город в 
виде квадрата, врата его, стены с измерением всех его частей, «река воды жизни», исходящая от престола Божия и 
протекавшая посредине города, по берегам которой росли деревья жизни с целебными свойствами (Откр. 21,10-17; 22,1-2).
Все это говорит о том, что видение Иезекииля – тоже образ мессианского духовного царства, которое начало устрояться 
с пришествием на землю Сына Божия, с тех пор продолжает возрастать, а окончательно осуществится во второе славное 
пришествие Христа на землю.

Видение заключенных врат храма (44,1-4)

1 стих. Таинственный Муж, сопровождавший пророка, привел его к восточным вратам храма. «И обрати мя на путь врат 
святых внешних, зрящих на востоке, и сия бяху затворенна». Слова «обрати мя» («возвратил меня») показывают; что 
пророк прежде был у этих ворот (43,1). Теперь он вторично был приведен к этим вратам после осмотра жертвенника для 
сообщения ему нового откровения. Врата были заключены.
2-3 стихи. Сам Господь (Иегова) возвестил пророку тайну о том, что «сия врата заключена будут, и не отверзутся, и 
никтоже пройдет ими, и будут заключена. Зане Старейшина сядет в них, ясти хлеб пред Господом: по пути элама (притвора) 
врат внидет и по пути его взыдет».
4 стих. После сообщения пророку откровения о вечном закрытии врат храма по прохождении ими Господа, пророк был 
удостоен видеть, как Слава Господня наполнила храм и в благоговении пал на лице свое.
Это видение, по разуму Церкви, заключает в себе пророчество о сверхъестественном воплощении Сына Божия и искуплении 
человечества.
Старейшина (греч. «игуменос»). Он же – Господь Бог Израилев, Который пройдет заключенными вратами храма. По 
толкованию Церкви – это Мессия, Христос, Который в книге пророкам Михея, жившего более, чем за сто лет до Иезекииля, 
также предсказан, как Старейшина  Князь, имеющий родиться в Вифлееме (Мих. 5,2).
Смысл выражения третьего стиха о ядении Старейшиной хлеба пред Господом (Богом Отцом), по прошествии Его через 
заключенные врата храма, объясняется евангельским изречением Иисуса Христа, Который Сам о Себе говорит: «Мое брашно 
(пища) есть, да сотворю волю Пославшего Мя и совершу дело Его» (Ин. 4,34). Это дело и эта воля Бога Отца состояли в 
искуплении Сыном Божиим человеческого рода путем Его крестных страданий и смерти (Ин. 3,16; Рим. 8,32).
Но для совершения этого дела спасения человечества Сыну Божию надлежало сначала вочеловечиться. Эту тайну Боговоплощения 
и созерцал пророк Иезекииль в представленном ему видении «заключенных врат храма». Врата храма до и после прохождения 
Старейшины будут заключены, что, согласно церковному толкованию, означает приснодевство Богоматери. Поэтому в церковных 
песнопениях Богоматерь и называется «храмом», «вратами» и «дверью».
Этот отдел книги пророка Иезекииля составляет вторую паримию в дни Богородичных праздников.
«Весь просвещен», к востокам многопетую обращенную дверь пророчествуеши Деву, боговдохновенно» (канон пророку, 1-й 
Богородичен).
«Божественный зряще Тя дверь Иезекииль, Егоже нам возсия Светодавец и Господь».

По-славянски	
«Новое чудо и боголепное: девическую бо дверь затворенную яве проходит Господь, наг во входе, и плотоносец явиля во 
исходе и пребывает дверь затворенна: Сию неизреченно, яко Богоматерь величаем» (9 песнь канона третьего гласа).	

По-русски
«Необычайное и Божественное чудо! Заключенную дверь Девы явно проходит Господь Бог; бесплотным Он был во время входа, 
но явился облаченным плотию во время выхода, и остается дверь заключенною. Ее – Деву, как Бого-матерь, мы несказанно 
величаем»