Пророчество о воскресении (глава 37)

Стихи 1-10 содержат видение оживления сухих костей, а стихи 11-14 – объяснение видения. В видении Господь вывел 
пророка в поле, полное человеческих костей: кости были «весьма сухие», то есть принадлежали давно умершим людям, 
были обнажены от плоти и иссохшие. Господь обвел пророка вокруг поля и спросил его: «оживут ли кости эти?» Пророк 
ответил: «Ты, Господи Боже, знаешь это». Тогда Господь велел пророку проречь на кости, чтобы они ожили. И вот по 
слову пророка поднялся шум: кости стали соединяться каждая к составу своему и покрылись жилами, плотью и кожей, 
только духа не было в них. Господь повелел вторично пророку проречь о духе. По слову пророка дух вошел в мертвые 
тела, они ожили и вот встало на ноги великое полчище (1-10).
В стихах 11-14 Господь объясняет пророку смысл видения: кости – это дом Израилев; они говорят: «сухи кости наши, 
погибла надежда наша, мы, как мертвецы». Но «вот Я отверзу гробы ваши... и дам дух Мой в вас и оживете».
Это пророчество заключает в себе двойной смысл: буквальный или исторический и эсхатологический; в нем говорится: 
1) о возвращении изгнанников из плена, политическом воскресении Израиля;
2) о воскресении мертвых, причем очень ярко подчеркивается двухсторонность человека: тела восстановились, но духа 
до времени не было. По этому пророчеству можно судить о догматическом основании ветхозаветного вероучения.
Отдел этот читается в качестве паримии в Великую субботу (перед Плащаницей по великом славословии) как пророчество  
о всеобщем воскресении мертвых, начало которому, по апостолу Павлу (1 Кор. 15,20), положено воскресением Господа 
нашего Иисуса Христа (ср. пророчества: Ис. 26,19; Ос. 13,14; Дан. 12,12; Пс. 15,9-10).
Стихи 15-28 описывают символическое действие – соединение в одной руке двух жезлов с написанными именами колен, 
составляющих израильское и иудейское царства. Соединенные вместе жезлы пророк должен был носить на глазах изгнанников 
и объяснять вопрошавшим, что это символ единства народа, который по возвращении из плена уже не будет больше 
разделяться на два царства, но объединится под властью единого Царя и Пастыря Давида: «Я буду их Богом, Мой Давид 
будет Царем над ними и пастырем всех их... заключу с ними завет мира, завет вечный... и поставлю среди них Святилище 
Мое навеки» (25-28).
Так как в послепленной эпохе дом Давидов уже не царствовал над потомками Иакова, поэтому здесь следует видеть 
пророчество о пришествии Мессии – Царя и Пастыря из дома Давидом. Пророчество говорит о грядущем Новом Завете и 
созидании Церкви Христовой («Святилище Божие»), которая будет поставлена «на века».