Видение подобия Господней славы и 
призвание Иезекииля на пророческое служение

Введение в книгу составляют 1,2 и 3 главы.
1 глава содержит повествование о видении подобия славы Божией.
2 глава – словесное призвание Иезекииля к пророческому служению символическое действие – съедение свитка, указавшее 
характер служения пророка и тематику пророческих речений (2,1-3,15).
3 глава (16-17 стихи) содержит повествование о начале пророческого служения Иезекииля и изложение его обязанностей.

1-3 стихи. В пятый год пленения Иехонии (592 г. до Р.Х.), на 30-м году жизни пророка, т.е. в возрасте, который 
считался совершенным священническим возрастом, Иезекиилю было видение подобия славы Господней при реке Ховар, где 
он жил среди пленников. Перед ним «отверзлись небеса» и «он видел задняя Божия» (Исх. 33,23).
4-14 стихи. Пророк увидел большое грозное облако, движущееся с севера, вокруг него было необыкновенное сияние, внутри 
него «как бы свет пламени из средины огня» и в нем подобие четырех животных с четырьмя лицами и четырьмя крыльями и 
руками у каждого животного при одной голове. Лица были подобны человеческому (спереди), львиному (с правой стороны), 
тельца (с левой стороны) и орла (на обратной стороне отношению к человеческому лицу).
Вид этих животных, которые в 10-й главе называются херувимами, был подобен виду горящих углей, быстрота их движений 
сравнивалась со сверканием молнии; между ними – огонь, из которого исходят сияние и молнии.
15-21 стихи. Внизу («на земле») возле каждого из четырех лиц животных было двойное колесо («колесо в колесе»); высоки 
ободья колес были усеяны множеством очей (символ ведения). Колеса эти, образующие неземную (ангельскую) колесницу, 
двигались вместе с животными, «ибо дух животных был в колесах», причем двигались «на четыре свои стороны» не 
оборачиваясь.
22-28 стихи. Херувимы своими крыльями поддерживали утверждавшийся над ними небесный свод (греч. – твердь), имевший 
вид кристалла, чем обозначается его прозрачность; над этим сводом, выполняющим роль помоста или подножия – престол, 
по виду как бы из сапфира;  на Престоле восседал Подобный Человеку в сиянии как бы радуги.
Это видение пророк воспринял и назвал как «подобие славы Господней».
Бога, восседавшего на престоле в образе царя, видели и другие пророки: Исайя (6 глава), Михей, сын Немалая 
(3 Цар. 22,19), но откровение Иезекиилю славы Божией прямо поражает своей оригинальностью, грандиозностью и 
символизмом.
Четыре лица животных, также как и очи неземных (ангельских) колесниц, обращенные на четыре стороны света, 
символизируют всеведение и власть Бога, управляющего всем миром через Своих служителей  ангелов.
Свод небесный и твердь, которую поддерживали херувимы – это изображение небесной тверди, которую создал Бог во 
второй творческий день для разделения небесных и земных вод (Быт. 1,6). Но престол Божий вне (выше) этой тверди.
Радуга – символ завета Бога со всем человечеством, а не только с евреями (Быт. 9,12).
В целом это видение изображает Бога Всемогущим, Всеведущий и в то же время благостным Творцом и Промыслителем всей 
вселенной и всех народов; тем самым оно имело целью ободрить Иезекииля и через него всех пленников, внушить им мысль 
о том, что владычество всемогущего Бога не ограничивается никакими пределами, что в земле переселения они находятся 
под Его властью и поэтому должны сохранять Ему верность, не терять надежды на спасение, сохраняя себя в чистоте от 
языческого нечестия. Таков смысл этого видения в отношении к современникам пророка.
Церковь находит в этом видении еще мессианское значение. Так «Сидящий на престоле» Подобный Человеку – это Сын Божий; 
колесница же знаменует Божию Матерь, которая в церковных песнопениях называется «колесницею Солнца умного», 
«огнеобразною колесницею Слова». Четыре различных лика херувимов – образы четырех евангелистов. Лицо человека – 
символ евангелиста Матфея, начинающего Евангелие с родословия Иисуса Христа как человека; второе – лицо Льва – 
образ евангелиста Марка, Евангелие которого много говорит о чудесах Спасителя, Его могуществе, как Царе вселенной. 
Третье лицо тельца – символ евангелиста Луки – особенно отмечало значение жертвенного подвига Иисуса Христа. 
Четвертое лицо – орла – образ евангелиста Иоанна, который более всех евангелистов говорит о Божестве Иисуса Христа, 
парит, подобно орлу, в самых высоких сферах богословия.

Призвание Иезекииля к пророческому служению (2,1-3,15)

2,1-8. Во время видения Иезекииль слышал голос Божий, повелевающий ему быть пророком среди непокорных и 
жестокосердечных сынов израилевых, возвещать им волю Господню независимо от того, будут они слушать или нет. 
Пророк должен быть мужественным и не бояться угроз их, хотя они будут по отношению к нему волчцами, тернами и 
скорпионами.
2,9–3,3. Господь дает Иезекиилю свиток со словами «плач, и стон, и горе», написанными на обеих сторонах. Слова 
эти определяли характер его служения и главную тему его проповеди (до разрушения Иерусалима). По поручению Божию 
пророк съел этот свиток, и он был в устах его сладким, как мед. Съедение свитка следует понимать не буквально, а в 
смысле усвоения его содержания. Подобный символ встречается еще в Апокалипсисе (Откр. 10,10).
3,4-11. После того, как были определены полномочия пророка и тематика его речей, Господь вновь повторяет Свое 
повеление Иезекиилю быть его пророком среди мятежного дома Израилева, ободряет его и укрепляет его силы, ввиду 
предстоящих трудностей, оскорблений и угроз, которые он встретит со стороны некоторых сынов Израиля. «Вот Я сделал, - 
говорит Господь, - чело твое крепким против их лба. Как алмаз, который крепче камня, сделал Я чело твое, не бойся 
их и не страшись пред лицем их» (3,8-9).
3,12-15. Описание конца видения. Пророк снова услышал шум крыльев херувимов, стук колес от удаляющейся коласницы 
Славы и ангельское славословие Господа. После этого пророк переселился в Тель-Авив («холм зрелых колосьев») – 
местный центр изгнанников на реке Ховар, и здесь началось его служение. Рассмотренные отрывки 1-3 глав читаются в 
качестве паремий на шестом часе в 1,2,3 дни Страстной Седмицы.

Начало служения пророка и его обязанности (3,16-27)

16-21 стихи. Через 7 дней после прибытия в Тель-Авив к пророку было обращено слово Господне относительно его 
обязанностей, а именно, что он поставлен «стражем дома Израилева» и обязан объявлнть людям спасительную волю Божию.
Об ответственности пророка: коли он не объявит грешнику, что ожидает его за беззакония, и грешник умрет во грехе, 
то пророк будет отвечать за его душу; если же пророк возвестит грешнику волю Божию, но тот не покается и погибнет 
за грехи свои, пророк не будет отвечать за его гибель.
Подобным образом пророк отвечает за душу и согрешившего праведника.
22-27 стихи. Пророк по повелению Божию должен оставаться в своем доме, по-видимому, из-за угрозы насилия (25 стих) 
и наложить на себя молчание, за исключением тех случаев, когда Господь откроет уста его для пророчества. Из следующих 
глав книги мы узнаем, что Иезекииль начал пророчествовать не словами, но используя символические действия и разъясняя 
их переселенцам.
Кратко останавливаясь на важнейших местах, отражающих пророческое служение пророка Иезекииля в последующих главах, 
обратим внимание на множество символических действий пророка.
4 глава. Пророк берет большой кирпич (из мягкой глины) и делает из него макет осажденного Иерусалима; воспроизводит 
на нем все осадные действия.
390 дней лежит на левом боку и 40 дней лежит на правом боку, указывая этим на горькую участь сначала Израиля, а 
потом Иудеи за их беззакония.
Ест нечистый хлеб, испеченный на человеческом и коровьем помете – 
символ будущего голода.
Остригает бороду, разделяя волосы на три части: первую – сжег, второую – посек ножем, третью – развеял по ветру. 
Этим пророк предсказывает судьбу осажденных.
Сам пророк подробно изъясняет эти символические действия (5-7 главы).
В следующих главах говорится о том, что пророку в видении было показано и предсказано о тайном идолопоклонстве в 
Иерусалимском храме старейшин иудейских. 9 глава  повествует о наказании идолопоклонников.
Следующие видения говорят об оставлении Богом иерусалимского храма и о духовном обновлении пленников. «И дам им 
сердце иное, и дух иной вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное и дам им сердце плотяное... и будут Моим 
народом, и Я буду им Богом» (11,19-20).
12 глава – еще одно символическое действие. Пророк проламывает стену дома и убегает чрез дыру с ношей, предсказывая 
тем переселение.
13 глава обличает лжепророков, называет их красильщиками; которые обмазывают, красят стену вместо того, 
чтобы переложить ее заново.
Особенный интерес представляют 14-я и перекликающаяся с ней 18-я главы. Они учат об индивидуальной ответственности 
за грехи. Здесь отражена новая ступень в развитии нравственного учения Ветхого Завета. В древних книгах человек, 
обыкновенно, рассматривается в совокупности с семьей, племенем, нацией. Ной (Быт. 6,18) спасается вместе со своей 
семьей; Авраам, призванный Богом (Быт. 12), уводит за собой в Ханаан весь род. Поэтому и ответственность и воздаяние 
понимались, как коллективные. Авраам (Быт. 18,22-23) ходатайствует за Содом не для того только, чтобы праведные 
были пощажены, но и для того, чтобы в силу солидарности всего рода человеческого они избавили и злых от заслуженного 
наказания.
Пророки же поставили во главу угла индивидуальное начало и этим возвысили и дополнили древние принципы. Уже во 
Второзаконии (24,16; ср. 4 Цар. 14,6) утверждается, что нельзя наказывать сыновей за отцов. Видение, бывшее 
Иезекиилю (8-10) убедило его в том, что мера наказания, предстоящего Иерусалиму, соответствует степени его теперешних 
грехов. Так пророк становится провозвестником личной ответственности. Спасение человека или его гибель зависит не 
от его предков и близких. Бог смотрит прежде всего на личное сердечное расположение человека. Иудеи же придавали 
слишком большое значение коллективной ответственности, и потому современники пророка утверждали, что они несут 
наказание за грехи предыдущих поколений. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина» - говорили они. 
Иезекииль же утверждает обратное: каждый человек отвечает за свои дела и поступки. «Душа согрешающая; она умрет: 
сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына» (18-20).
Человек не только свободен от грехов отца, но даже может освободиться от своих собственных беззаконий, если он 
покается и исправится (стих 23).
Глава 15. Дом Израилев подобен одичавшей виноградной лозе, которая не лучше других растений (народов) в лесу.
Глава 16. Аллегорический образ – народ Божий – уподобляется пророком прелюбодейной жене, изменяющей своему мужу.
Кроме перечисленных в книге Иезекииля встречается еще множество аллегорических образов и символических действий.