Построение и особенности изложения книги Книга пророка Иезекииля содержит 48 глав. По содержанию ее можно разделить на четыре части, соответствующие двум периодам пророческой деятельности Иезекииля (1-24; 25-32; 33-39; 40-48). Суд Божий над Иудеей и над Иерусалимом В первой части (1-24 главы) содержится описание призвания Иезеиля (1-3 главы) и обличительные речи пророка к иудеям, произнесенные до осады Иерусалима, возвещавшие им суд и наказание. Пророчества о соседних народах Во второй части (25-32 главы) излагаются речи о сопредельных с иудеями языческих народах – аммонитянах, моавитянах, идумеях, филистимлянах, тирянах, сидонянах и египтянах, произнесённые большей частью во время осады Иерусалима вавилонянами. Восстановление Израиля В третьй части (33-39 главы) содержатся утешительные речи пророка о спасении избранного народа, произносимые после катастрофы 587 года до Р.Х., в наиболее тяжелый период плена. Видение нового Царства Божия Четвертая часть (40-48 главы) заключает в себе описание символических видений нового города и храма, относящихся к последним годам жизни и служения пророка и имеющих мессианское значение. Книга пророка Иезекииля отличается единством плана и тематичностью изложения, однако, иногда можно заметить отсутствие хронологического порядка в изложении пророчеств. Написана книга в основном от первого лица, что свидетельствует об авторстве самого пророка Иезекииля. Язык и стиль книги говорят об Иезекииле как о гениальном писателе, хотя есть мнение, что видения пророка, связанные со множеством символических действий, а также чужеземные слова и выражения затрудняют чтение и понимание книги. Книга отличается обилием символических видений, действий, притчей и аллегорий. С этой стороны книгу Иезекииля можно сравнить только с книгой пророка Захария и с откровением Иоанна Богослова. Видение славы Господней, изложенное в первых трех главах книги, настолько необычно, что его трудно представить во всех подробностях. Учитывая образность и труднопонимаемость книги, древним евреям разрешалось читать книгу только по достижении священнического возраста, т.е. 30-ти лет – об этом сообщает блаженный Иероним. Нередко образы и символы книги Иезекииля заимствуются из среды, окружающей пророка и прочих вавилонских пленников. Для современников Иезекииля эти образы были ясны, убедительны и производили сильное впечатление, но для современного читателя они представляют определенную трудность, ибо много из жизни и быта тех лет еще недостаточно известно и понятно. В книге пророка Иезекииля имеются терминологические особенности. Бог называется «Адонаи-Саваоф» т.е. Господь воинств небесных, или «Шаддей», т.е. Всемогущий, а сам пророк называется «сыном человеческим». Такое название дано ему Самим Богом при его призвании, вероятно, с целью показать на его обязанности быть рупором Божественной воли и в знак смиренного положения по сравнению с величием Творца.