Построение и особенности изложения книги

Книга пророка Иезекииля содержит 48 глав. По содержанию ее можно разделить на четыре части, соответствующие двум 
периодам пророческой деятельности Иезекииля (1-24; 25-32; 33-39; 40-48).

Суд Божий над Иудеей и над Иерусалимом

В первой части (1-24 главы) содержится описание призвания Иезеиля (1-3 главы) и обличительные речи пророка к 
иудеям, произнесенные до осады Иерусалима, возвещавшие им суд и наказание.

Пророчества о соседних народах

Во второй части (25-32 главы) излагаются речи о сопредельных с иудеями языческих народах – аммонитянах, моавитянах, 
идумеях, филистимлянах, тирянах, сидонянах и египтянах, произнесённые большей частью во время осады Иерусалима 
вавилонянами.

Восстановление Израиля

В третьй части (33-39 главы) содержатся утешительные речи пророка о спасении избранного народа, произносимые 
после катастрофы 587 года до Р.Х., в наиболее тяжелый период плена.

Видение нового Царства Божия

Четвертая часть (40-48 главы) заключает в себе описание символических видений нового города и храма, относящихся 
к последним годам жизни и служения пророка и имеющих мессианское значение.

Книга пророка Иезекииля отличается единством плана и тематичностью изложения, однако, иногда можно заметить 
отсутствие хронологического порядка в изложении пророчеств.
Написана книга в основном от первого лица, что свидетельствует об авторстве самого пророка Иезекииля.
Язык и стиль книги говорят об Иезекииле как о гениальном писателе, хотя есть мнение, что видения пророка, связанные 
со множеством символических действий, а также чужеземные слова и выражения затрудняют чтение и понимание книги. 
Книга отличается обилием символических видений, действий, притчей и аллегорий. С этой стороны книгу Иезекииля можно 
сравнить только с книгой пророка Захария и с откровением Иоанна Богослова. Видение славы Господней, изложенное в 
первых трех главах книги, настолько необычно, что его трудно представить во всех подробностях. Учитывая образность 
и труднопонимаемость книги, древним евреям разрешалось читать книгу только по достижении священнического возраста, 
т.е. 30-ти лет – об этом сообщает блаженный Иероним.
Нередко образы и символы книги Иезекииля заимствуются из среды, окружающей пророка и прочих вавилонских пленников. 
Для современников Иезекииля эти образы были ясны, убедительны и производили сильное впечатление, но для современного 
читателя они представляют определенную трудность, ибо много из жизни и быта тех лет еще недостаточно известно и понятно.
В книге пророка Иезекииля имеются терминологические особенности. Бог называется «Адонаи-Саваоф»  т.е. Господь воинств 
небесных, или «Шаддей», т.е. Всемогущий, а сам пророк называется «сыном человеческим». Такое название дано ему Самим 
Богом при его призвании, вероятно, с целью показать на его обязанности быть рупором Божественной воли и в знак 
смиренного положения по сравнению с величием Творца.