Книга пророка Иезекииля
Личность и служение пророка

Пророк Иезекииль (с евр. «помощь Божия»), подобно пророку Иеремии, его старшему современнику, происходил из 
священнического рода; он был сыном священника Вузия (1,3). В 597 г. до Р.Х. в пленение иудеев, бывшее в восьмой 
год царствования Навуходоносора, царя вавилонского, Иезекииль вместе с царем Иехонией, в числе 10-ти тысяч иудейских 
пленников, был отведен в Вавилонию. В то время, как сам царь с семьей, свитой и некоторыми представителями знати был 
поселен в Вавилоне, что подтверждается, между прочим, найденными в южной части Вавилона относящимися к 595-570 гг. 
списками поставок продуктов питания для Иехонии из царских складов Вавилона, - другие пленные иудеи были поселены, 
как колонисты, преимущественно к югу от Вавилона, где они должны были возделывать и орошать брошенные земли.
Иезекииль вместе с другими иудеями был поселен при «реке вар», которая, согласно новейшим исследованиям, представляла 
из себя широкий судоходный канал Ефрата юго-восточнее Вавилона, известный древним вавилонянам под названием 
«Великий канал». На это место, более, чем за сто лет до пленения иудеев, были поселены многие израильтяне после 
разрушения десятиколенного царства в 722 г. до Р.Х. Остатки еврейских поселений на «реке Ховар» были обнаружены 
в Ниппуре (юго-восточнее Вавилона), который разделялся проходящим по нему «Великим кааналом» на две части.
Иезекииль поселился в халдейской стране в 25-летнем возрасте, в котором он должен бы был удостоиться священства, 
если бы находился в Иудее. Здесь на 30-м году жизни и на пятом году плена (т.е. в 592 г. до Р.Х. Иезекииль был 
призван к пророческому служению и проходил его среди израильских и иудеских поселенцев в Телль-авиве на «реке Ховар» 
не менее 22 лет, так как последнее датированное пророчество, имеющееся в его книге, обозначено первым днем Нисана 
27 года пленения Иехонии, т.е. 570 г. до Р.Х. (Иез. 29,17).
Таким образом, пророческое служение Иезекииля совпало со временем апогея (расцвета) могущества Ново-Вавилонской 
монархии при царе Навуходоносоре (605-562 гг. до Р.Х.).
Время пророческого служения Иезекииля, начавшегося после его призвания, разделяется на два периода. Первые 
пять-шесть лет пророчества среди переселенцев приходятся на время до падения Иерусалима в 587 году, когда еще 
продолжало существовать Иудейское государство, зависимое от Вавилона, и многие пленные иудеи; пренебрегая 
пророческим словом и собственным религиозно-нравственным исправлением, надеялись на скорое падение Вавилона, 
на восстановление государственной самостоятельности Иудеи и возвращение из плена. Обладая даром пророческого 
слова и естественным красноречием (33,32), пророк Иезекииль в этот период своего служения в своих речах и 
символических действиях со всей строгостью осуждал пристрастие евреев к языческим обычаям, обличая нечестие всего 
еврейското народа, как переселенного в Вавилон, так и оставшегося в Иудее и Иерусалиме, призывал всех к покаянию, 
обращению к Иегове и к нравственному исправлению. К этому времени относятся его пророчества, изложенные с 1 по 
32 главу. 
Второй период пророческого служения Иезекииля падает на время после разрушения Иерусалима и храма в 587-586 гг. 
до Р.Х., когда многие пленники впали в отчаяние. Теперь пророческое слово приняло утешительный характер. Ко 
второму периоду служения относятся пророчества, изложенные в 33-48 главах книги.
Подобно пророку Исайи Иезекииль имел жену, которая умерла на 4-м году его пророческого служения, о чем он заранее 
узнал из откровения, бывшего ему накануне ее смерти (24,15-21). О судьбе последних лет жизни и деятельности пророка 
исторически достоверных свидетельств не имеется. Предполагают, что пророк Иезекииль скончался среди пленников до 
окончания вавилонского плена. Память его празднуется 3 августа по новому стилю.