Книга пророка Варуха 

Сведения о личности пророка Варуха

Пророк Варух, согласно написанию книги, был сыном Нирия, причем, в надписании его предки указаны до пятого колена, 
что означает знатность его происхождения (1,1). Действительно, брат Варуха Сераия при царе Седекии был постельником 
и участвовал в посольстве этого царя в Вавилон к Навуходоносору (Иер. 51,59).
Варух был учеником и помощником пророка Иеремии. В 4-й год Иоакима он со слов Иеремии написал свиток его пророчеств 
и прочитал их в храме народу. Когда этот свиток был сожжен царем Иоакимом, Варух с Иеремией написали новый экземпляр 
(Иер. 36, 1-32). Вместе со своим учителем Варух терпел преследование и гонение от современников и жаловался на свою 
судьбу (Иер. 36,19-26; 43,3; 45,23). После разрушения Иерусалима Варух, по ходатайству Иеремии, тоже получил свободу. 
После убийства наместника Годолии, Варух с Иеремией переселились в Египет (Иер. 43,6-7), где оставался до смерти 
своего учителя. Согласно одному преданию, после смерти Иеремии Варух путешествовал в Вавилон, где и умер в 12-й год 
по разрушении Иерусалима. По другому преданию, он, возвратившись из Вавилона, умер в Египте. Память пророка Варуха 
совершается 11 октября по новому стилю.

План, содержание и общий смысл книги пророка Варуха

Книга пророка Варуха имеет 5 глав и состоит из надписания (1,1-2), пролога (1,3-14) и четырех частей 
(1,15 – 3,8; 3,9 – 4,8; 4,9-29; 4,30 – 5,9).
В прологе (1,3-14) рассказывается о прочтении книги Варуха перед пленным царем Иехонией и другими вавилонскими 
пленниками, о посте, плаче, сборе жертв и отправке их вместе с книгой и сосудами в Иерусалим первосвященнику Иоакиму 
и всем оставшимся там евреям с просьбой принести жертву за Навуходоносора, а книгу прочитать народу.
За прологом следует четыре резко отличающиеся друг от друга части.
1 часть (1,15 – 3,8) – молитва о раскаянии народа и помиловании его.
2 часть (3,9 – 4,8) – восхваление Премудрости, которая выше всякого человеческого исследования. Ни богатые, ни 
сильные мира, ни народы Востока, считающиеся самыми мудрыми, не познали Ее. Это не удалось и великим гениям прошлого, 
и поэтому все они погибли. Бессмысленно подниматься на небо, чтобы найти Ее, или пересекать моря, чтобы купить Ее за 
деньги – лишь Тот, Кто создал мир и правит им, знает Ее, и Он дал Ее Своему рабу Иакову. Эта Премудрость стала 
очевидной для людей, Она – божественный извечный закон, который управляет жизнью.
3 часть (4,9–29) содержит призыв пленников к покаянию и молитву о помиловании.
4 часть (4,30 – 5,9) – утешительное обетование. Таким образом, все эти части книги принадлежат к трем литературным 
жанрам: покаянному псалму, песне о мудрости и пророческому изречению.
 У отцов Церкви изречения из этой книги приводятся под менем Иеремии; в 60-м правиле Лаодикийского собора и в 
списках священных книг Афанасия Великого и Кирилла Иерусалимского книга Варуха соединяется с книгой пророка Иеремии. 
Поэтоду с древних времен за богослужением паремия из книги Варуха (3,36-38; 4,1-4) под праздник Рождества Христова 
читается под именем пророчества Иеремии. Это значит, что книга Варуха, имеющая сходство с книгой пророка Иеремии по 
мыслям и даже выражениям, рассматривалась отцами как дополнение к книге пророка Иеремии, содержащее в себе 
свидетельства об исполнении его пророчеств.
Особенно важным местом из паремийного чтения, является текст: «Сей Бог наш, не вменится ин к Нему... Посем на 
земли явися и с человеки поживе» (3,36-38). Церковь рассматривает это место как мессианское пророчество о 
Боговоплощении.

Неканоничность, оригинальный язык и время происхождения книги

Книга первоначально была написана на еврейском языке, но не была принята в еврейский канон и считается у нас 
неканонической книгой. Еврейский подлинник ее давно утерян и до нашего времени она сохранилась только на греческом 
языке и в переводах, сделанных с него, поэтому дату ее написания установить трудно.
Большинство современных исследователей находят в этой книге (весьма поучительной по своему содержанию) ряд 
исторических неточностей и считают, что она написана не Варухом, а неизвестным автором в промежутке между III 
и I вв. до Р.Х. и притом в Палестине, а не в Вавилоне.
Однако существует мнение, что книга принадлежит перу самого Варуха.