Послание Иеремии 

Послание переведено с Септуагинты, в еврейском тексте Библии его нет, а в Вульгате оно составляет 6-ю, последглаву 
книги Варуха.
Согласно надписанию (1,1), послание отправлено к евреям, переселенным в Вавилон Навуходоносором, и содержит в своих 
72-х стихах предостережение против почитания языческих идолов и утверждение, что идолы не боги, а мертвая материя.
Рассуждение об этом автор начинает с описания процесса изтовления истуканов (стихи 7-15). Из дерева художник 
выделывает язык, но последний не может говорить; из серебра и золота изготовляет украшения, как девице, любящей 
наряды, но эти украшения крадут жрецы для собственных потребностей, а иногда отдают их блудницам; на идолов одевают 
богатые одежды, но их истребляет ржавчина и моль, дают им в руки меч и секиру, но они не могут воспользоваться ими.
В следующей картине описывается беспомощное состояние изготовленного идола, помещенного в капище (стихи 16-54). 
Там в глаза ему набивают пыль от ног посетителей, его охраняют от воров жрецы за запорами и засовами, зажигают 
пред ним множество светильников, хотя идол не видит ни одного из них. Деревянные части идола точат черви, одежду 
истребляет моль, на лицо садится копоть, по телу карабкаются кошки и прочая живность, но идол ничего не чувствует. 
Хотя идолы приобретаются за высокую плату, сами они не имеют в себе жизни и движения: их носят на своих плечах люди, 
при падении сами они не могут подняться. Они бесчувственно переносят творимые над ними и вокруг их безобразия жрецов 
и женщин; дли них не существует добра и зла; они подобны камню. Сами халдеи обращаются с ними без должного 
благоговения, а женщины служат им гнусным распутством. Идолы абсолютно бессильны, чему приводится множество примеров. 
Чтобы нагляднее показать бессилие идолов, далее автор прибегает к сравнениям (55-72). Идолы слабее царей, бесполезнее 
домашнего сосуда, утвари, двери и т.п. Могущественнее идолов солнце, луна, звезды, даже дикие звери, потому что 
последние в состоянии помочь себе. Идола можно сравнить только с огородным пугалом, или разлагающимся трупом. Он 
подвержен тлению и позору вместе со своими украшениями и одеждами.
«Итак, заключает автор, лучше человек праведный, не имеющий идолов; ибо он  далеко от позора» (стих 72).

Автор и время происхождения послания

Послание это не может принадлежать пророку Иеремии, т.к. содержание его отличается от подлинного послания Иеремии, 
отправленного вавилонским пленникам (Иер. 29).
Затем, содержание послания говорит о том, что оно написано в Вавилоне, а не в Палестине. Подробности, изложенные в 
полемике, как например: процессия с идолами (4-5 стихи), языческие распутства (42-43) показывают, что вавилонские 
культовые обычаи стояли перед глазами автора.
Блаженный Иероним называет это послание «подложным». Это подтверждается: 
1) отсутствием его в еврейской Библии;, изложение послания существенно отличается от изложения пророчеств Иеремии; 
оно не имеет того священного величия речи, каким дышат пророчества Иеремии.
Однако, Послание с глубокой древности усвояется пророку Иеремии. Во 2 Макк. 2,1-3 читаем: «В записях пророка Иеремии 
находится, что он приказал переселяемым… чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, 
смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их…». Эти слова, очевидно, перекликаются с Посланием Иеремии, 
где сказано: «Теперь вы увидите в Вавилоне богов серебряных и золотых и деревянных, носимых на плечах, внушающих 
страх язычникам. Берегитесь же, чтобы и вам не сделаться подобными иноплеменникам...» Это сходство позволяло древним 
приписывать Послание перу Иеремии, однако, послание мог скорее написать Варух, ближайший помощник пророка. Это можно 
заключить из некоторо сходства Послания с книгой пророка Варуха, что и позволило в Латинской Библии поместить Послание 
как главу книги пророка Варуха.
Не имея канонического достоинства, Послание Иеремии имеет нравоучительный авторитет, особенно благодаря заключающимся 
в нем увещаниям, подкрепленным историческими и богословско-философскими примерами  непоколебимо веровать в единого 
истинного Бога, Творца и Владыку вселенной, не смущаться ниакими соблазнительными примерами языческого культа (5-6, 61-72).