Пророчество о спасении и о Новом Завете (глава 31)

В настоящей главе излагается утешительная речь пророка, обращенная к израильтянам (1-22 стихи), иудеям (23-26 стихи), 
и к тем и други (стихи 27-40) о спасении их от ассиро-вавилонского плена, о возвращении к обетованной земле и 
благоутодной жизни в ней. Но полное и окончательное блаженство для израильтян и иудеев, по мысли пророка, наступит 
тогда, когда Господь заключит с ним Новый Завет, вечный, духовный и вселенский, который завершит действие Ветхого 
Завета и заменит его. 
Стихи 15-16. «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не 
хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (ст. 15). Пророчество это рассматривается как типологическое и мессианское.
1. Рахиль – жена Иакова, мать Иосифа и Вениамина, праматерь колен Ефремова, Манассии и Вениаминова. В речи пророка 
она названа матерью всех израильтян, так как колено ефремово было самым многочисленным из северных племен, почему и 
северное царство часто называлось Ефремовым. Рахиль была погребена около Вифлеема, в колене Иудином, на юге от 
Иерусалима, а Рама находилась в колене Вениаминовом, на севере от Иерусалима. Чтобы нагляднее изобразить те бедствия, 
которые пришлось испытать израильтянам во время ассирийского плена, пророк представляет родоначальницу их Рахиль как 
бы ожившей и огласившей таким сильным рыданием Вифлеем, что плач ее был слышен в Раме.
Возвещая от имени Божия возвращение израильтян из плена, пророк призывает Рахиль удержать голос свой от плача: «Так 
говорит Господь; удержи голос твой от рыдания и глаза твои от слез, ибо есть награда за труд твой, говорит Господь, 
и возвратятся они из земли неприятельской» (16). Подобно всякой матери, заботящейся о детях своих, полагающей много 
труда и старания в деле их воспитания, но забывающей все свои лишения при виде взрослых и благоденствующих детей, 
Рахиль должна позабыть свое великое горе, связанное с лишением и разлукой с детьми, и должна утешиться, так как они 
благополучно возвратятся на родину и снова будут благоденствовать. Таков исторический смысл пророчества.
Как мессианское пророчество рассматривает стихи 15 и 16 евангелист Матфей, который видит в них предсказание о 
избиении Иродом вифлеемских младенцев (Мф. 2,17-18 – читать).
Связь между этими событиями состоит в следующем: так как вообще весь народ израильский был прообразом Мессии 
(«Раб Господень» - Ис.), так и отдельные события из его истории прообразовали отдельные события из времен Мессии. 
В частности, событие пленения израильтян имеет много сходного с событием избиения вифлиемских младенцев, так что 
первое событие служит прообразом второго. Оба эти события были великими бедствиями для еврейского народа: во время 
ассирийского нашествия множество израильтян погибло и было уведено в плен; при Ироде, который хотел убить Богомладенца 
Христа, много погибло невинных вифлеемских младенцев. Но как ассирийский плен не истребил израильтян, так и Господь 
Иисус Христос остался невредимым от меча Ирода.
31,31-34. Пророчество об установлении Нового Завета и его качествах: «Вот наступают дни, - говорит Господь, когда 
заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет, не такой Завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда 
взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ним» 
(стихи 31-32).
Так от имени Самого Бога пророк возвещает об установлении Нового Завета, который будет не таким, каким был Ветхий 
завет, заключенный между Богом и еврейским народом на горе Синае. Члены Ветхого Завета не устояли в союзе с Богом 
и нарушили Его, за что и были отвергнуты Богом. Взамен нарушенного синайского Завета Господь заключит Новый Завет, 
который в отличие от прежнего будет вечным.
Далее о Новом Завете пророк говорит: «Вот Завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, - говорит 
Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом» 
(стих 33).
Вторым существенным отличием Нового Завета от Ветхого будет то, что Новый Завет будет духовным: заповеди его будут 
начертаны не на каменных скрижалях, но в сердцах и мыслях людей.
Ветхозаветные люди находились под влиянием первородного греха, вследствие чего их ослабленные естественные силы: 
помраченный ум и огрубевшее сердце не могли воспринимать высокие истины Божии, содержащиеся в Законе, и исполнять 
их. Твердый материал – камень, употребленный для начертания ветхозаветных заповедей, соответствовал такому грубому 
и жестоковыйному состоянию ветхозаветного человека. Призываемые к исполнению заповедей ветхозаветные люди напрягли 
все свои силы под страхом наказания Божия за нарушение закона, но исполнить его полностью они все же не могли и через 
это только познали свою греховность (Рим. 7, 14-24). Пророк предсказывает, что вступившие в Новый Завет будут иметь 
законы начертанными в своих сердцах и мыслях, т.е. божественные предписания будут как бы отождествляться у них с 
самим внутренним их существом (сердцем, умом и волей), так что предписания нового закона будут легко исполняться 
облагодатствованным человеком по собственному побуждению и желанию, а не по внешнему принуждению.
Изложенное в 31,33 пророчество повторяется в 32,39: «И дам им новый путь (жизни) и новое сердце, чтобы они боялись 
Меня во все дни жизни на благо им самим и потомкам их». Здесь с еще большей ясностью выражена мысль о духовности 
Нового Завета, которую пророк возвестил выше в 31,33. Мысль о том, что людям будет дано новое сердце, надо понимать 
в том смысле, что в природе их произойдет глубокая внутренняя перемена, члены Нового Завета будут возрождены духовно, 
получат благодать Святого Духа.
Исполнение этого пророчества можно ясно видеть из Евангелия и Посланий святых апостолов. В Новом Завете христиане 
посредством Святого  Духа делаются «новой тварью во Христе» (2 Кор. 5,17; Гал. 5). Воспринимая духа Божия в таинствах, 
ради искупительных слут Христа Спасителя, они получают особую благодать, новую силу, которая укрепляет веру и 
нравственные силы новозаветного человека (1 Ин. 2,20,27; 2 Кор. 1,21-22). Стих 34 продолжает раскрытие мысли 
пророчества о временах Нового Завета: «И уже не будут учить друг друга, брат брата говорить: «познайте Господа», 
все сами будут знать Меня, от малого до большого, - говорит Господь, - потому что Я прощу беззакония их и грехов 
их уже не вспомяну более».
В первой половине стиха выражается не та мысль, что в новозаветное время сделается ненужным взаимное научение истинному 
богопознанию, а предъизображается та истина, что в христианское время людям с облагодатствованными способностями и 
силами легко будет познать Бога и исполнять Его святую волю.
Третье важное отличие Нового Завета, выраженное в 34-м стихе, состоит в том, что его членам будет даровано полное 
прошение грехов: «Я прощу беззакония их и грехов их уже не вспомяну более». Этими словами указывается на возможность 
новозаветного человека очищаться от своих грехов в таинствах крещения и покаяния, после чего человек избавляется от 
сознания своей отчужденности от Бога, производимой грехом. Бог для него становится любящим Отцом, идущим навстречу 
уверовавшему в свое спасение человеку.