Обличение нерадивых пастырей и пророков и 
предсказание о Пастыреначалънике из дома Давида (глава 23)

Стихи 1-2. Осуждение ложных пастырей, которые не пасут, а губят и разгоняют свое стадо, уподобляются диким зверям, 
нападающим на овец, как на свою добычу. Под пастырями в этих стихах следует понимать руководителей еврейского народа: 
царей, первосвященников и священников, которые не исполняли свой высший долг перед народом – своей паствой. Господь 
через пророка обещает наказать нерадивых пастырей, слова эти актуальны по сей день, ибо словесным овцам, не имеющим 
пастыря, свойственно слоняться от истины, блуждать на стране далече. За грехи паствы ответственность несет священник.
Стихи 3-4 в ближайшем смысле говорят о возвращении иудеев из плена и восстановлении благочестия в народе трудами 
истинных пастырей. В более широком смысле здесь можно понимать соединение всех верующих в Церкви Христовой. Как видно 
из последующей речи, время избавления от плена у пророка соединяется с временем пришествия на землю Мессии  Христа. 
Поэтому под добрыми пастырями здесь можно понимать святых апостолов Христовых и их преемников – новозаветных пастырей 
Церкви. Последуюе стихи подтверждают эту мысль.
Стихи 5-6. «Вот наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится царь, и будет 
поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется, и Израиль будет жить безопасно; 
и  имя Его..» Господь оправдание наше». После того, как пророк возвестил о новых пастырях, он останавливает свой 
пророческий взор на Пастыре из рода Давидова. О многих пастырях сказано, что они «упасут» (т.е. будут хорошо пасти) 
овец стада Господня, о едином же пастыре пророк говорит как о Спасителе всего Израиля. Отсюда ясно, что под Единым 
Пастырем пророк имеет в виду обетованного потомка из рода Давидова, имя которо будет соответствовать характеру Его 
деятельности, как Спасителя всех рассеянных, заблудших овец. Об этом ясно говорится в7-8 сихах.
Стих 5 – «Отрасль праведная» - росток от корня дерева – образ, аналогичный пророчеству Исаии (11,1).
У Семидесяти это место переведено как «Восток праведный». «Востоком» будущий Мессия именуется здесь как Источник 
Света, как Солнце правды, просветившее все человечество и выведшее всех из греха (Ин. 1,9; Гал. 3,13).
Это мессианское пророчество (23,5-6) повторяется в 33,15-16.

Обличение лжепророков (23, 9-40)

Скорбь Иеремии о лжепророках настолько сильна, что сердце его разрывалось, а кости сотрясались, как у опьяневшего 
(9-й стих).
Стихи 10-15  говорят о грехах лжепророков. Из-за их грехов страдает вся земля, пораженная проклятием и засухой. 
Возможно, это образное указание на бесплодность их грешных душ («засохли пастбища пустыни»), не могущих напитать свою 
паству. Иерусалимские пророки хуже пророков севера, т.е. Самарии, которые пророчествуют именем Ваала. Иерусалимские 
пророки прелюбодействуют (т.е. изменяют ведомой им истине) и ходят во лжи». За это нечестие пророк Иеремия возвещает 
Божие наказание на них (стих 15).
Стихи 16-20 содержат осуждение лжепророков за то, что они обманывают народ: «рассказывают мечты сердца своего, а не 
от уст Господних». Господь же вопреки утешению лжепророков утотовал наказание нечестивым, и последующие дни должны 
подтвердить это.
Указывая далее на незаконность (непризванность) лжепророков, Иеремия отмечает разницу, отличие Божиих слов, которые 
подобны огню и молоту, от вымыслов лжепророков. За нечестие им предвозвещается вечное поношение и бесславие (40 стих).

Пророчество о 70-летнем Вавилонском плене (25 глава; 25,11)

«В четвертый год царствования Иоакима пророк возвестил всему народу, что он будет наказан Господом; Навуходоносор 
опустошит землю и отведет народ в плен на 70 лет. «И вся земля эта будет пустынею и ужасом; и народы сии будут служить 
царю Вавилонскому 70 лет» (11). 70 лет – цифра округленная. Начало плена следует считать с 605 года – победы 
Навуходоносора над фараоном Нехао; с этого же года царь Иоаким становится данником, зависимым от Вавилона.
Конец плена был положен указом персидского царя Кира в 538 году (536), сокрушившего Вавилонское государство. О падении 
Вавилона также говорится в пророчестве (ст. 12):  «И будет, когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского 
и тот народ, говорит Господь, за их нечестие».
По принимаемым нами датам плен продолжался 67 лет.