О пустыне жаждущей (35 глава)

Содержание главы: Бесплодная и сухая пустыня под действием появившихся в ней обильных источников вод расцветет 
и покроется великолепной растительностью Ливана, Кармила и Арена. Сам Бог придет и спасет ее обитателей (1-4 стихи): 
спасение Божие будет сопровождаться исцелением неизлечимых недугов: глаза слепых откроются, глухие станут слышать, 
немые говорить, а хромые ходить (5-7 стихи). Для избавленных откроется широкая дорога, «святой путь» на Сион, где 
будет вечная радость и веселие, а печаль и воздыхание навсегда исчезнут (8-10 стихи).
В тексте греко-славянской Библии в 12 стихах имеются дополнения к еврейскому тексту: пустыня названа «Иордановой»,
люди - людьми Божиими («людие Мои»). По этому тексту выходит, что в пророчестве возвещается о возвращении иудеев из
ассиро-вавилонского плена и языческого рассеяния в свою страну и о наступлении мессианского царства. 
смысл еврейского текста, в котором слова «Иорданова» и «людие Мои» отсутствуют, шире, и он дает основание относить 
это предсказание к спасению и язычников, которые принимали участие в благах мессианского царства. 
По толкованию Церкви «бесплодная пустыня» в духовном смысле обозначает языческий мир, не знавший истинного Бога и 
потому не приносивший плодов духовных добродетелей, представляющий собой духовную пустыню. «Процветшая пустыня» 
обозначает новозаветную Церковь из язычников и иудеев, украсившуюся цветами христианских добродетелей, как поется 
в церковном песнопении: «Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, 
в нейже утвердися мое сердце» (третий ирмос воскресного канона второго гласа).
Под «водой», оживляющей бесплодную пустыню, разумеется благодать Святого Духа, имеющегося излиться на верующих во 
Христа и духовно возродить их (ср. Ис. 12:4; Иоиля 2:28-29). Соответственно этому и под «недугом» разумеются не 
только физические, но и духовные недуги. Так, например, в Священном Писании «глухими и слепыми» называются люди, 
которые не видят спасительных путей Промысла Божия и приходят в отчаяние, а также люди нравственно грубые и преданные 
страстям (Ис. 6:7; 10:42; 7:18; 66:10; Мф. 15:14). Понятие «хромой» в Библии часто обозначает человека духовно 
больного, уклоняющегося с истинного пути спасения (ср. Ефр. 12:12-13). Наконец, понятие «немой» в переносном смысле 
обозначает человека, который неспособен прославлять Бога Творца и Спасителя.
Исполнение. Пророчество об исцелении духовных и физических недугов в людях начало исполняться с пришествием на 
землю Иисуса Христа, о чем свидетельствуют евангелисты, цитирующие его (Мф. 11:5; 12:22; 15:13; Мк. 7:31). И Сам 
Господь Иисус засвидетельствовал об исполнении на Нем пророчества (35 глава книги Исаии). Когда Иоанн Креститель, 
находившийся в темнице, послал двух своих учеников спросить Христа: «Ты ли Тот, Которого ожидали, или нам ждать 
другого?» Христос ответил посланным словами данного пророчества: «Пойдите и скажите Иоанну, что вы видели и слышали: 
слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» 
(Мф. 11:45; Лк. 7:22).
Исполнение пророчества о чудесных проявлениях божественной благодати не окончилось временами жизни и служения 
Иисуса Христа и Его апостолов (о чудесах апостолов повествуется в книге Деяний 3:68; 8:7 и др.). Вся послеапостольская 
история Церкви Христовой вплоть до наших дней полна бесчисленными примерами проявления чудодейственной силы Святого 
Духа, возрождающей и освящающей человека. Блаженный Иероним об исцелении в Церкви Христовой духовных недугов пишет:
«Это ежедневно исполняется между народами, когда бывшие прежде слепыми, видят свет истинный, не могущие прежде 
глухими ушами слышать слова Писаний, теперь радуются о заповедях Божиих, когда бывшие прежде хромыми и не ходившие 
по правому пути, прыгают как здоровые, подобно своим учителям, и ясен будет язык немых, уста которых... не могли 
исповедовать единого Господа... потому что пробились в пустыне, которой была некогда Церковь, воды спасительного 
крещения и в необитаемой стране  потоки и ручьи, то есть различные духовные дарования» (Толкование на Исайю, 35).
В пятом стихе под «путем святым» в духовном смысле разумеется путь ко спасению, исполнению заповедей Божиих, а 
под львом и хищным зверем  силы зла во главе с диаволом.
Последний, 10-й стих православные экзегеты относят ко времени Церкви славы, потому что только по отношению к 
ней может быть употреблено выражение «вечная радость и веселье» при отсутствии печали и воздыхания для избавленных 
Господом: «отбеже болезнь и печаль и воздыхание» (ср. Откр. 7:17 «отрет Бог всякую слезу от очей их»).
Пророчество 35-й главы о пустыне жаждущей читается в качестве паримии в праздник Крещения Господня, так как по 
разуму Церкви, сообщение Иисусу Христу полноты даров Святого Духа по человечеству: явленное в крещении, явилось 
началом исполнения пророчества о чудесных проявлениях божественной благодати в мессианские времена.