Пророчество о происхождении Господа Иисуса Христа из рода Иесеева 
и о получении Им полноты даров Святого Духа (Ис. 11:1-6)

В первом стихе явление в мир Мессии изображается в виде проросшего корня: «И произойдет отрасль от корня Иесеева, 
и ветвь произойдет от корня его». Иессей, отец Давида, был простым гражданином города Вифлеема в колене Иудином. 
Поэтому этим пророчеством подчеркивается, что Мессия, хотя и именуется часто сыном Давидовым, однако, к царской славе 
последнего не имеет отношения. Пророк, говоря о роде Давидовом, специально избегает символа цветущего древа, а удачно 
использует образ корня, пенька, как жалкого остатка некогда цветущего дерева. Из этого корня и произрастет 
Отрасль-Мессия.
Пророчество исполнилось в точности. Со времени вавилонского плена прекратились цари из рода Давидова, а перед 
Рожеством Христовым, согласно древнему пророчеству патриарха Иакова, вообще прекратились правители из колена 
Иудина; представители рода Давидова – Пресвятая Дева Мария и святой праведный Иосиф Обручник – были людьми простыми 
и бедными, как некогда и отец Давида Иессей.
Во втором стихе говорится о семи дарах Святого Духа, которые почиют на Мессии, потомке Иессея. «И почиет на Нем Дух 
Божий, дух премудрости и разума. Дух совета и крепости. Дух ведения благочестия, исполнит Его Дух страха Божия...» 
(наизусть).
Слово «почиет» обозначает неотлучное, постоянное пребывание на Лице Мессии Святого Духа, в отличие от временного 
пребывания Его на ветхозаветных избранниках (судиях, первосвященниках, пророках и царях), а самое число 7 обозначает 
полноту харизматических даров, пребывающих на Мессии.
«Дух Божий» (евр. Руах Ягве = Дух Господень; греч. = Дух Божий) = Святой Дух. Исполнение пророчества на Иисусе 
Христе засвидетельствовано в Евангелии. Дух Святой пребывал с Мессией с момента воплощения («Дух Святый найдет на 
тя...»: Лк. 1:35) и зримо был явлен Иоанну Крестителю во время крещения Господа: «Я видел Духа, сходящего с неба, 
как голубя, Пребывающего на Нем» (Ин. 1:32; Мф. 3:16).
«Дух Божий» - родовое понятие. Далее конкретно перечнеиются семь даров Святого Духа.
«Дух премудрости и разума». Согласно библейскому словоупотреб-лению, «дар мудрости» (хохма, sapienta)  «дар разума» 
(бина, intellectus) как составной элемент мудрости, обозначающий проницательность, в общем обозначает богатство ума, 
широту познаний, способность опознавать людей и сущность явлений по их внутренним достоинствам; в более частном 
смысле эти дары обозначают в библии высшую степень религиозно-нравственного знания целей жизни и средств к их 
достижению и, вместе с тем, умение пользоваться ими во всех обстоятельствах жизни.
Господь Иисус Христос, действительно, обладал этими дарами в совершенстве: еще двенадцатилетним отроком Он удивил 
иудейских законоучителей мудрыми вопросами и ответами в Иерусалимском храме (Лк. 2:42-47) и вообще во всей земной 
жизни неоднократно вызывал в своих современниках удивление своей мудростию (Ин. 7:15; Мф. 7:28).
«Дух совета и крепости». Дух или «дар совета» - обозначает способность руководить другими, безошибочно давать 
спасительные советы всем людям, независимо от их звания и положения. Спаситель часто давал советы окружающим Его 
людям (Мк. 10:17-22; Лк. 9:59-62). Совет всем вообще: «Как хочешь, чтобы поступали с тобой, так поступай  ты со 
всеми» (Мф. 7:12).
«Дар крепости» или могущества (чебура,) обозначает силу и власть, при помощи которых Мессия свои намерения и слова 
приводил в исполнение. Многие чудеса свидетельствуют о той «крепости», о том могуществе, которым обладал Мессия 
как Бог.
«Дар ведения и благочестия» дар ведения или всеведения предполагает, прежде всего, 1) совершеннейшее познание Бога 
и тайн Божиих, например учение о Святой Троице, о Божественном предопределении, 2) способность прозревать будущее 
и знать даже мысли людей. Так Христос предсказал о судьбе Иерусалима и всего мира; знал мысли и намерения Нафанаила 
(1:47-48), книжников и фарисеев (Мф. 9:34), Иуды предателя (Ин. 13:21, 26) и многое др.
«Дар благочестия» заключается в том, что вся жизнь Мессии будет свидетельством любви к Отцу Небесному, миру и людям. 
Своей жизнью и делами Господь совершеннейшим образом осуществил нравственный закон Божий и показал этим « благой 
пример людям. Он «не сотворил ни единого греха» говорит о Мессии Евангелие.
«Дар страха Божия» обозначает чувство благоговения к Богу, без Которого не возможна истинно благочестивая жизнь. 
Величайшее благоговение Мессии пред Богом Отцом выразилось в Его всецелом послушании даже до смерти крестной. Все, 
что совершал Спаситель на земле, делалось ради славы Небесного Отца (Ин. 5:30).
Семь Даров Святого Духа усвояются Иисусу Христу и в Новом Завете (Откр. 4,5; 5,6).
Далее, с 3 по 5 стих говорится о методах правления потомка Иессея  Мессии. Стиль управления Его непосредственно 
зависит от полноты харизматических даров, почивающих на Нем. «Он будет судить не по взгляду очей Своих, и не по 
слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине». То, 
что видят глаза, не редко вводит в заблуждение, а то, что слышат уши не всегда правда, поэтому в делах потомок 
Иессея будет руководствоваться не человеческим опытом, а высшим ведением, основанном на дарах Святого Духа.
Его правление будет мирным. Единственным оружием Его будет «правда и истина» с помощью которых он победит всех 
врагов. Под «жезлом уст Его» следует понимать проповедь Евангелия, посредством которой мир спасется от греховной 
скверны. «Поразит землю» земля здесь отождествляется с грехом. Под «нечестивым», которого Мессия «убьет духом уст 
Своих», разумеется главный виновник зла на земле, диавол, и, в частности, по апостолу Павлу, антихрист, как 
олицетворение всех сил зла перед вторым пришествием Христовым (2 Фесс. 2:8).
6-9 стихи.  Описание духовного царства Мессии  как царства всеобщего, ничем неомрачаемого мира и райского 
блаженства, которое нисходит на все искупленное человечество и вообще на все творение Божие, восстанавливая 
первозданную гармонию, нарушенную грехопадением человека (ср. Рим. 7:19-22).
Свойства и инстинкты хищных животных настолько изменятся, что они станут мирными, не будут ни на кого нападать 
и истреблять. Будут мирно пастись с домашними животными и питаться с ними одной пищей под надзором малого отрока.
По объяснению святых отцов (Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина, блаженного Иеронима и Феодорита) в стихах 6-8 в 
образной форме предвозвещается нравственное перерождение людей в Церкви Христовой. Своевольные и жестокие нравы 
всех вступивших в мессианское царство настолько изменяется, что они уподобятся кротким животным. Примером подобной 
перемены, по мнению блаженного Иеронима, может служить Савл (апостол Павел), который сначала был подобен хищному 
волку и преследовал христиан, а после своего обращения ко Христу, сам стал подобен кроткому ягненку, жил с 
последователями Христа, «которые суть овцы».
Под «отроком малым», пасущим вместе диких и домашних животных, по мнению святых отцов, в духовном смысле следует 
разуметь пастырей Церкви, а под «горою Господней» Церковь Христову.
Пророчество это перекликается с 65-й главой книги Исаии, где говорится о славе будущего мессианского царства. 
Пророчество это предвозвещает восстановление в мессианскую эпоху первозданной гармонии во всем Божием творении.
Библиологи возвещение этого пророчества относят не позднее 701 г.  времени нашествия Сеннахирима на Иудею и 
Иерусалим.
Пророчество об отрасли из корня Иессеева и о Мессианском царстве является продолжением и завершением пророчеств 
об Еммануиле, составляющих трилогию Еммануила (7, 9, 11 главы).
Отдел этот (Ис. 11:110) читается как паримии в праздник Рождества Христова, поскольку празднуемое событие является 
исполнением пророчества Исаии о рождении Христа Спасителя из рода Иессеева.