Отличие истинных пророков господних от ложных,
непризванных пророков и языческих прорицателей

Кроме истинных пророков у евреев были и ложные пророки, не призванные Богом к этому высокому служению. «Я не посылал 
пророков сих, а они сами побежали, Я не говорил им, а они пророчествовали» (Иер. 23,21).
Истинные пророки – пророки по призванию: ложные пророки – пророки по профессии, питающиеся от своего ремесла. Ложных 
пророков можно поделить на 2 группы.
1. Сознательные обманщики, служившие ради корыстных целей.
2. Самообольщенные, заблуждавшиеся, неверно понимающие писания о Мессии; они часто были  под влиянием злого духа. 
Они могли происходить из пророческих общин; таковых обличает пророк Михей (22 гл., 39). «Пророки его (Иерусалима) 
предвещают за деньги… проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну» (Мих. З, 11,5). 
Последние часто находились в оппозиции по отношению к истинным пророкам, которые старались отделиться от профессиональных 
пророков. В этом смысле говорит пророк Амос: «Я не пророк и не сын пророка... но Господь сказал мне: иди, пророчествуй 
к народу Моему Израилю» (Ам. 7,1415). А пророк Елисей наказывает своего слугу Гиезия за то, что он вопреки воле 
пророка взял от Неемана сирийца плату за исцеление (4 Ц. 5,20).
Современники не всегда могли легко различить истинных пророков Божиих от непризванных, ложных пророков. Окончательное 
различие между ними достигалось только проверкой времени.
У язычников были своего рода пророки – прорицатели, которые назывались оракулы или мантики (от быть в исступлении, 
бесноваться, неистовствовать).
Рациональная критика часто ставит истинных пророков на одну ступень с греческими и др. языческими оракулами и мантиками. 
Но между ними есть существенные различия. Различие касается, во-первых, сущности вдохновения пророков и мантиков, 
во-вторых, условия пророчества и, в третьих, содержания предсказаний.
1. Еврейские пророки, пророчествуя от воздействия на них силы Божией благодати Святого Духа, в то же время сохраняли 
полное сознание и самоопределение. Пророчествуя, они беседовали с Богом, спрашивали, отвечали, радовались, иногда 
недоумевали и отказывались от высокого служения, сознавая его трудность, свою молодость, недостоинство и др. причины. 
Пророк Исаия исповедует свою греховность; Иеремия  молодость; Захария беседует с ангелом в видении. Все это ясно 
запечатлевается в их памяти, что позволяет им записать видение, свидетельствовать о своем призвании.
Иной характер имело вдохновение языческих мантиков, которое производилось искусственно, посредством различных 
наркотических средств. Оракулы в момент пророчествования теряли сознание были невменяемы. Так, например: Пифия, 
прорицательница храма Аполлона Дельфийского приходила в экстатическое состояние от вдыхания одурманивающих серных паров, 
исходивших из расселин Парнасской скалы, и тогда прорицала. Другие оракулы приходили в состояние экстаза посредством 
вина, особой воды с примесью наркотических веществ. Об этих источниках древний поэт Овидий писал: «Кто пьет из них, 
неистовствует, беги от них каждый, кто заботится о здравии ума своего».
2. Второе различие относится к условиям пророчества. Истинные пророки не зависели ни от места, ни от времени. «Дух 
дышит, где хочет». Мантики же прорицали в определенном месте и в определенное время. Пифия прорицала только 2 раза в 
год весной и осенью у расселин Парнасской скалы, когда оттуда исходил наркотический пар.
3. Содержание истинных пророчеств простирается «до конца дней», они взаимосвязаны, дополняют друг друга, служат 
единой цели.
Прорицания оракулов, напротив, относились к частной или национальной жизни, касались только настоящего времени, 
представляли ряд туманных изречений, не имеющих между собой связи. Пророчества эти часто «расшифровывали», жрецы, 
толковавшие их по своему усмотрению, в зависимости от принесенного дара.
Часто языческие прорицания имели гадательный характер: изрекались по крику или полету птиц, по внутренностям 
жертвенных животных, по шелесту листьев священного дерева и др. суеверным предметам.