Способы сообщений пророчеств народу

Как было уже упомянуто, полученное откровение пророки не могли «удержать» в себе, скрыть, поэтому они самыми различными 
способами (зависящими от содержания откровения, от внешних обстоятельств) сообщали пророчество народу.
По содержанию пророчества можно разделить на: обличительные и утешительные, касающиеся современников пророка и 
предсказывающие далекое будущее обращенные к еврейскому народу или к языческим народам.
При передаче откровений народу пророки использовали три способа - устное слово, писание и символические действия.
1. Устное слово – самый древний способ. Пророки с пламенной речью, произносимой экспромтом, обращались к народу. 
Живое слово, исходившее из пламенеющего сердца, как никакое другое, со  вниманием принималось людьми, проникало в 
душу и приносило обильные плоды: покаяние, добродетельную жизнь. Так проповедовали многие древние пророки, в том числе 
Илия и Елисей, но от них не осталось писаний. 
2. Письменные пророчества стали появляться не ранее 800 г. до Р.Х. Обстоятельства записи были различны. Иногда сначала 
проповедовали устно, а потом пророчество записывалось для назидания потомкам. В других случаях пророк, не имея 
возможности возвестить откровение народу, непосредственно записывал его и предлагал для прочтения. Этим способом 
пользуется пророк Иеремия, находясь в темнице; пророк Иезекииль пишет пророчество в плену и отправляет его Иерусалим 
для прочтения. Благодаря записи пророчеств они сохранились до наших дней.
Пророки использовали самые многообразные литературные формы для выражения идей своей проповеди: в речах пророков 
встречаются лирические отрывки, прозаические повествования прямая и приточная, или аллегорическая речь, различные 
формы увещаний, резкая критика и обличения, пословицы и псалмы, изложенные в стихотворной форме, песни любви, сатира, 
элегии (плачевные песни) и др.
3. Одним из самых убедительных способов передачи откровения были символические действия, совершаемые пророками. 
Обратив таким образом на себя внимание, пророк часто сразу же объяснял смысл символического действия. Особенно часто 
использовал символические действия для проповеди пророк Иеремия.
Существует мнение, что некоторые символические действия не были совершаемы пророками в силу либо физической, либо 
нравственной невозможности, пророки же только говорили о них Например хождёние Иеремии за Евфрат – физическая 
невозможность. Относительно брака Осии на блуднице (нравственная невозможность) мнения толковников расходятся. Бл. 
Феодорит говорит: «Этот союз был чище всякого брака, ибо основан был на послушании воле Божией».

Способы объяснений пророчеств

Чтобы верно понимать и объяснять пророчества, надо всегда помнить, что пророчества даны были для евреев. Поэтому 
следует, прежде всего, иметь в виду буквальный смысл пророчеств, т.е. понимать их так, как их понимали сами пророки 
и их современники и относить их к Ветхому Завету.
Здесь существуют 2 способа (принципа)
1. Лексикографический  предполагает исследование текста и правильность перевода с еврейского языка.
2. Психологический способ предполагает объяснение текста через знакомство с жизнью писателя, с состоянием народа. 
Психологический способ предполагает также изучение контекста (близкого и отдаленного) и знакомство с параллельными 
местами. (Близкий контекст,  изучение всего абзаца, главы, чтобы понять, чем подиктована та или иная фраза пророка, 
отдаленный контекст  предполагает анализ содержания всей книги, эпохи или всей жизни пророка.)
При объяснении пророчеств непременно следует указывать на их исполнение.
По содержанию пророчества разделяются на типологические и мессианские. Типологическое пророчество,  касающееся 
преимущественно истории, судьбы еврейского народа. Оно укладывается в рамки событий ветхозаветного, но иногда и 
новозаветного времени мессианское Пророчество  касается преимущественно Мессии. Например, пророчество о Вавилонском 
плене типологическое, а пророчество о рождении Эммануила от Девы мессианское.