Цели пророческого служения

Цель пророческого служения была троякая: религиозная, нравственная и политическая.
1. Религиозная. Пророки, прежде всего, призваны были поддерживать в народе веру в Единого Бога и грядущего Мессию и 
приготовлять его к принятию последнего. Соответственно этому назначению пророки устно и письменно старались удержать 
народ от идолопоклонства, указывали на ложность его. Они также указывали, что для угождения Богу недостаточно лишь 
внешних обрядных действий, но необходимо сердечное исполнение Закона Божия и вера в мессию.
2. Нравственная цель пророческого служения заключается в том, что пророки следили за чистотой жизни Израиля, обличали 
грех во всей его неприглядности, призывали к покаянию, разъясняли Закон Моисеев. Лучшим средством к достижению успеха 
в. этой области служения был их собственный пример самоотверженной богоугодной жизни.
3. Политическая. Пророки не оставляли без внимания и политическую сторону народной жизни. Они старались раскрыть евреям, 
что у них Царь Сам Иегова и что они в политической жизни не должны ничего делать без Его позволения. По тесной связи 
евреев с язычниками пророческое служение касалось и язычества. Промыслительно влияние пророков распространялось на 
язычников, так как язычники тоже должны были войти в царство Мессии. Пророки обличали язычников за вражду к народу 
Божию и обращали на путь истинный, предсказывая, что и они получат обещанное спасение, если будут того достойны. 

Главный предмет пророчеств

Центральное место в пророческом служении занимает проповедь о грядущем Мессии. Личность и деятельность Мессии отражены 
в пророчествах с удивительной подробностью и точностью. Так пророки предсказали, что Мессия родится от Девы (Исаия), 
что Он родится в Вифлееме (Михей), что Он явится через 490 лет после плена (Даниил), что Он произойдет из рода 
Давидова в то время, когда дом Давида будет иссечен до корня (Исаия), что Он заключит Новый Завет с иудеями и язычниками 
(Иеремия), что Он торжественным образом на осле вступит в Иерусалим (Захария), что Он войдет в новый 2-й храм, 
построенный после Вавилонского плена (Аггей), что Он пострадает, умрет (Исаия), воскреснет из мертвых (Осия) и создаст 
всемирное духовное царство, в которое войдут одни достойные (Исайя).

Единство и различие пророчеств

Все пророчества в общих чертах и единой направленности похожи между собой: они предсказывают о суде Божием над 
нечестивыми евреями и язычниками и о грядущем спасении для раскаявшихся через Мессию.
Но в частностях пророчества заметно различаются. Например: один пророк говорит, что спасение через Мессию доступно 
только евреям, другой – утверждает, что спасутся и евреи, и язычники. Одни учат, что царство Мессии – высшее, земное 
благоденствие, другой говорит о нем, как о духовном состоянии примирения с Богом. Один утверждает, что спасает Иегова, 
другой указывает на Мессию.
Причины подобных различий пророчеств следует видеть в условиях служения пророков. Можно назвать 3 основных причины:
Первая. Пророчество зависит от личности пророка, от его интеллектуального уровня развития. Например, слово Исаии, 
воспитанного при царском дворе, конечно же, отличается от слова Амоса - выходца из пастухов.
Вторая причина: духовно-нравственное состояние Израиля. Как младенцев питают сначала молоком, а уже потом твердой 
пищей, так и Израиль до времени не мог возвыситься до идеи всеобщего спасения, до идеи духовного Царства.
Третья причина. На пророчества откладывали свой отпечаток политические обстоятельства. Когда во славе и величии в 
Израиле был царь, Мессия изображался Царем, а когда государственная власть вся сосредоточилась в руках первосвященника, 
Мессию пророки называют Первосвященником. Когда дому Давидову грозило совершенное уничтожение, пророки особо 
подчеркивали, что род Давидов не может уничтожиться, так как из него должен произойти Мессия.