Учение пророков

Роль пророков в религиозном развитии Израиля чрезвычайно велика. Ветхозаветная религия, предполагающая двустороннюю 
связь с Богом человека, имела в лице пророков те источники, посредством которых Откровение Божие изливалось на 
богоизбранный народ. Учение пророков состоит из трех основных элементов, характерных для Ветхозаветнoй религии: 
монотеизм, морализм, ожидание спасения.
1. Монотеизм. В течение длительного времени израильтяне допускали, что другие народы могут иметь своих «иных» богов. 
Это их не смущало: они призывали только Ягве, самого могущественного из богов, требующего поклонения Ему одному. От 
практического монотеизма к полностью осознанному строгому монотеизму Израиль перешел под влиянием проповеди пророков. 
Синайское Откровение единого Бога было связано с установлением Завета, и поэтому Ягве представлялся Богом собственно 
Израильским, связанным с израильской землей и святилищами. И лишь со времен пророков (Амос, сер. VШ в.) Бог уже 
понимается как Вседержитель, повелевающий силами природы, безраздельно властвующий над всеми людьми и историей. Он 
судит малые государства и великие империи (Ам. 1-2), дает им могущество и отнимает его (Иер.27,5-8); они служат орудием 
Его кар (Ам.6,11; Ис.7,18-20); Он же и останавливает их (кары), когда Ему это угодно (Ис.10,12). Объявляя Израиль землею 
Ягве (Иер.7,7), пророки в то же время предсказывают разрушение святилища (Мих.3,12; Иер.7,12-14), и Иезекииль видит, 
как слава Ягве покидает Иерусалим (Иез.10,18-22; 11,22-23).
Стремясь оградить Израиль от языческих культов, пророки показывают ложность и бессилие идолов соседних народов. Критика 
идолопоклонства становится особенно острой в период плена. Тогда же, торжественно исповедуя единобожие, пророки в 
своих речах подчеркивают Его трансцендентность (непостижимость), надмирность, святость. И хотя Бог окружен тайной 
(Ис. 6; Иез.1), Он в то же время близок к Своему народу и проявляет к нему Свою благость.
2. Морализм. Святости Бога противостоит скверна человека, и, видя этот контраст, пророки с особой остротой осознают 
человеческую греховность. Этот морализм, как и монотеизм, не является чем-то новым: он уже был присущ 10 заповедям. 
Но в книгах пророков тема греха становится одной из основных, на ней поставлен особый акцент. Грех отделяет человека 
от Бога (Ис. 59, 2), оскорбляет Бога праведного (Ам.), многомилостивого (Ос.) и святого (Ис.) Проблема греха стоит в 
центре проповеднической деятельности Иеремии. Именно разгул зла вызывает Божию кару. Поскольку грех совершается всем 
народом, он требует и коллективного наказания, но у Иеремии (31, 2930) уже появляется представление об индивидуальном 
возмездии.
Важно отметить, что проповедь чистоты жизни, высокой нравственности, т. наз. «этический монотеизм» пророков основана 
на Синайском законодательстве. То есть пророки расширяют и углубляют в сознании народа то, что некогда дал Бог. 
Одновременно углубляется и понимание религиозной жизни. Надо «искать Бога», «исполнять Его законы» Пророки учат, что 
Бог требует внутренней праведности, внутренней чистоты и святости, а потому обрядность, несвязанная с заботой о 
нравственности, осуждается.
3. Ожидание спасения. Осуждая грех, и говоря о Божией каре за грехи, пророки (начиная с Амоса) говорят об особой, 
счастливой участи избранных праведников, именуемых «остатком. В «остаток» входят все, кто при жизни избежал греха, 
и непосредственно те, кто удостоится дожить до эры великого счастья. Наступит время, когда изгнанники Израиля и 
рассеянные иудеи (Ис. 11,12-13) вернутся в святую Землю, и наступит период благоденствия, материального благосостояния 
и могущества. Но главное в том, что пришествие Царства правды и святости предварят внутреннее обращение всех иудеев, 
Божие прощение и богопознание, приносящие мир и радость (Ис. 2,4,9,6; 11,6-6). Для установления Своего Царства на земле 
Царь – Ягве пошлет Своего представителя, «помазанника» («Мессию» - евр.) Мессианские пророчества – сокровище Ветхого 
Завета.