Понятие о пророках и время их служения

Пророки

Характерной чертой, объединяющей все периоды ветхозаветной библейской истории, является служение пророков, или так 
называемый ветхозаветный профетизм.
Пророк, по-еврейски «нави», от глагола «нават» - говорить, передавать волю другого. «Нави» соответствует также таким 
понятиям, как: «быть полным, литься через край». Понятия эти сопутствуют образу вдохновенной, ораторской речи, свободно 
льющейся из переполненного чувством сердца пророка. Пророки часто именуются «устами Иеговы». В этом же смысле «пророком 
назван и Аарон, передававший повеления косноязычного Моисея народу и фараону. «Иди... он будет твоими устами (твоим 
пророком), а ты будешь ему вместо Бога» (Исх. 4,16) – сказал Господь Моисею.
В греческом языке «нави» соответствует слово (профитис). Но оно имеет более узкое значение - обозначает предсказателя 
будущего, провидца, прорицателя. Этим словом назывались греческие оракулы, жрецы языческих религий, думающие, что они 
передают волю богов.
Пророк – это посредник между Богом и людьми, который открывает людям божественную волю, касающуюся или настоящего 
момента, или прошедшего, или будущего.
Служение пророков красной нитью проходит через всю историю ветхозаветного человечества. Профетизм является тем понятием, 
в свете которого можно одновременно рассматривать как внешний ход главных событий библейской истории, так и их 
идейную внутреннюю связь.
Библия, предлагая нам историю ветхозаветного человечества, акцент ставит на вопросе общения Творца с творением. 
Богооткровенная религия, как религия истинная, непременно предполагает определенный способ взаимосвязи Бога и человека. 
Профетизм в самом и широком смысле этого слова, обнимает собой все те формы, путем которых Бог открывает Свою волю 
человечеству.
В широком смысле слова пророком («нави») в Библии часто именуется весь богоизбранный народ, которому Создатель открывал 
Свою волю и являл особое покровительство и милость. Израиль должен был быть тем рупором, посредником, через которого 
Бог объявлял Свою волю всему человечеству. В этом смысле Израиль называется «народом пророков», предназначенным служить 
«светом к просвещению язычников» - людей, «седящих во тьме и сени смертней». Но Израиль из-за своей «жестоковыйности» 
не смог выполнить высокого назначения. Из-за своей греховности он не смог предстоять непосредственно Лицу Божию, для 
него самого потребовались посредники-пророки. В этом качестве посредников – пророками следует признать всех ветхозаветных 
патриархов (Адама, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова), всех судей, вождей и многих благочестивых еврейских царей.
С момента установления ветхозаветной теократии начинается особый период пророческого служения, понимаемого в более 
узком, библейско-специфическом смысле данного слова. Со времени Синайского законодательства Иегова стал не только 
Богом, но и Царем Израиля. Основатель и вождь теократии, посредник синайского законодательства, удостоенный особой, 
исключительной близости к Иегове - Моисей был величайшим из всех ветхозаветных пророков. В силу специфики своего 
служения он не имел себе преемников среди ветхозаветных пророков, ибо был прототипом, прообразом Христа Основателя 
совершеннейшей новозаветной теократии, или царства Божия.
Эпоха от Моисея до Самуила известна под именем «беспророческой». Библия так говорит об этом периоде: «Слово Господне 
было редко в те дни и видения не часты» (1 Цар. 3,1).
Самуил открывает собой особый период ветхозаветного профетизма. Внутреннее состояние Израиля к этому моменту было 
более чем плачевно: дух народного единства исчез, вера ослабла, была реальная угроза политической гибели Израиля. 
В этот критический момент Бог воздвиг своему народу прор. Самуила. Самуил и последующие пророки этого периода благодаря 
озарявшей их божественной благодати и собственным усилиям высоко поднимались над общим нравственным уровнем своего 
народа. Они глубоко постигали подлинный смысл происходящих событий и очами веры видели далекое будущее. «Предощущая 
веяние новозаветной благодати», (свят. Василий Великий), живя телом в Ветхом Завете, по духу они были гражданами Нового 
Завета. 
В Библии пророки называются иногда иначе, например:
1) «человек Божий», - так назван пророк, предсказавший первосвященнику Илию гибель его дома; 
2) «прозорливец» - так назван Самуил, 
3) «провидец», - смысл тот же, что и прозорливец, т.е. человек, очами веры видящий будущее; 
4) «страж дома Божия»: пророки сторожили или защищали Израиль от духовных врагов;
5) «ангел Божий», в смысле вестника воли Божией.

Время служения пророков

Пророческое служение внутренне неразрывно связано с теократией: вместе они родились у подножья Синая, вместе же они 
и идут через всю самостоятельную политическую историю Израиля. Если теократия – сущность истории Израиля, то профетизм 
– душа теократии. Если Моисей (ок. 1250 г.), как отмечено выше, в силу специфики своего служения стоит особняком при 
истоках теократии, то с Самуила пророческое служение приобретает определенные характерные черты (ок. 1040 г.)  С этого 
времени в Израиле появляются пророческие общины, впоследствии – школы. В них могли вступать благочестивые израильтяне 
всех родов и состояний. Во главе каждой из подобных общин стоял какой-либо популярный пророк, духом которого она жила 
и именем которого она называлась. Основной задачей такой школы было распространение духовного влияния своего пророка 
и утверждение его авторитета в народе. Поэтому пророческие школы являлись центрами религиозно-нравственной жизни, 
рассадниками теократического просвещения в народе.
Но не следует думать, что школы готовили пророков. Пророки существовали раньше школ и поставлялись на это высокое 
служение путем таинственного, благодатного призвания. Из школ же выходили ученики пророков, хорошо изучившие Слово 
Божие, пение и музыку. Эти помощники пророков, народные учителя разносили пророческие откровения по всему царству 
Израильскому, выполняя повеление своего учителя.
Как известно, учреждение царской власти в Израиле не было делом богоугодным и в этой связи интересно проследить 
взаимоотношение пророческого института с монархическим. Появление царской власти в Израиле вносит существенную 
перемену в служение пророков. Отныне служение пророков кроме всего прочего принимает строго-охранительный характер 
по отношению к основным началам теократического строя. На первых порах профетизм  положительно доминировал над 
монархизмом. Пророки не только строго обличали царей за нарушение  Закона Божия, но и властно чинили суд над ними, 
низводя с трона одних царей и поставляя других, более достойных. Но скоро положение изменилось. С момента разделения 
Израиля (931 г. до Р.Х.) на северное и южное царства для пророков наступает наиболее ответственный период служения, 
сопряженный с постоянной опасностью. От истинной теократии не осталось и следа: цари живут одной мыслью – укрепить 
политическое положение своих царств. Ради этой цели заключаются запрещенные союзы с языческими царями и их народами. 
Результат этого – религиозное блужение и нравственное развращение народа. Особенно тяжелое служение выпало на долю 
пророков израильских, где истинное священство было истреблено и заменено Иеровоамовыми жрецами Ваалова культа. Здесь 
пророки остались почти единственными стражами «дома Израилева». Исследователи называют этот период «героической эпохой 
профетизма».
Более всего пророчество развивалось в период нечестивых царей, когда царской власти, готовой совратить народ с 
истинного пути, нужно было противопоставить силу духовную, которая удерживала бы народ от соблазна. Но особенно 
цветущее время было для пророческого служения в период Илии и Елисея (874-790 гг.)
Однако влияние пророков и их учеников не в состоянии было предотвратить естественного хода истории начертанного 
божественным Провидением. Оба еврейских царства приближались к неизбежному для них политическому концу. Провозвестниками 
этого конца, его свидетелями-очевидцами и предсказателями нового мессианского царства были так называемые 
пророки-писатели.
Характерной чертой пророков – писателей было не столько личное вмешательство их в ход государственной и общественной 
жизни, сколько свободное влияние на души людей путем устного и письменного слова, живая и сильная проповедь покаяния, 
соединенная с отрадными картинами будущего духовно - обновленного мессианского царства.
За 4 века до пришествия Мессии пророчество умолкло.
Последним пророком, оставившим писания, был Малахия, после чего истинное пророчество исчезло, а на великом пророческом 
седалище Моисея сели книжники и фарисеи.
Таким образом, служение пророков является специфическим признаком богоизбранного народа. Только благодаря развитию 
профетизма Израиль занял исключительное место в мировой истории. Ветхозаветный профетизм представляет собой как бы 
ось религиозной истории всего человечества. Профессор М.М. Тареев  так говорит о связи профетизма с историей Израиля: 
«Еврейская религия есть религия пророков. Пророчество выражаёт самую сущность религии Иеговы, как религии теистической, 
не стихийно-языческой, а разумно-человеческой, богочеловеческой».
Ни один народ древней истории не обладал тем сокровищем, которое имел еврейский, богоизбранный народ. Сокровище это – 
откровение воли Божией через слово, которым живой, личный Бог руководил и наставлял свой народ на пути истинном.