Свято-Кирилло-Мефодиевская духовная семинария


ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ


Программа разработана на двухгодичный курс обучения.
Читает: Архиепископ ГЕОРГИЙ Кишиневский и Молдавский.

Пособия:

А. Основные:

1. Помазанскип Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие в сжатом изложении. HoliTrinityMonastery, Jordanville N.Y., 1963.
2. Помазанскип Михаил, протопресвитер. «Вопросник к книге Православное Догматическое богословие в сжатом изложении».HoliTrinityMonastery Jordanville N.Y., 1963.
3. Иером. Тарасип. Перелом в древнерусском богословии». Монреаль, 1979.
4. Малиновский Н., протоиерей. «Очерк Православного Догматического Богословия». Сергиев Посад, 1911.

Б. Дополнительные:

1. Глиндский Владимир, протоиерей. «Основы Христианской Православной Веры» (4-е издание). Джорданвилл, Нью-Йорк, 1995.
2. Ляшевич Стефан, протоиерей. «Опыт согласования современных научных данных с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований». Переводе сербского. Псково-Печ. Монастырь, 1994.
3. Макарий (Булгаков), митрополит. «Православно-Догматическое Богословие» в 5 томах. СПб., 1850-1853.
4. Малиновский П., протоиерей. «Православное Догматическое Богословие». ТТ. 1,2. Сергиев Посад, 1910.
5. Сильвестр, епископ. Опыт Православного Догматического Богословия» в 5 томах. Киев, 1892.
6. Троицкий Владимир (епископ Илларион). "Очерки из истории догмата о Церкви". Сергиев Посад, 1913.
7. Филарет, архиепископ Черниговский. «Православное Догматическое Богословие». Чернигов, 1864.
8. Флоровскип Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1911.

Цель курса:

Ознакомить студентов с догматами и канонами Православной Церкви

Экзаменационные вопросы

ВВЕДЕНИЕ.

1. Забота Церкви о чистоте христианского учения; догматы.
1). Видна ли из Писаний апостолов их забота о чистоте христианского учения? Как они выражают её?
2). Откуда ведёт начало термин «Православие»? (2 Тим. 2, 15). 3). Как давно термин Православие применяется в Церкви?
4). Откуда идёт термин «иноверие»?
5). Под каким влиянием создавались ереси?
6). Что называем догматами?
2. Источники догматов.
1). Какие основные источники христианских догматов?
2). Сколько книг Священного Писания Ветхого Завета признаёт Православная Церковь каноническими и как относится к книгам неканоническим?
3). Что называем Священным Преданием? Какие причины устного хранения древней Церковью апостольского Предания указывают Отцы Церкви?
4). В каких письменных памятниках Церкви можно найти первоначальное устное Священное Предание?
3. Св. Писание и Св. Предание.
1). Почему определения и постановления Вселенских соборов имеют силу и значение Священного Предания?
2). Как происходила работа, касающаяся догматов, на Вселенских соборах?
3). Какое из соборных изложений веры признано Церковью первостепенным?
4). В правилах какого Вселенского собора указаны обязательные для всей Церкви вероопределения ряда Поместных соборов и изложения веры некоторых свв. Отцев?
4. Догмат и канон.
1). Какое различие между догматом и каноном церковным?
2). В какой степени творения свв. Отцев и учителей Церкви признаются руководством в вопросах веры?
3). Какие изложения веры называем православными «символическими книгами»?
5. Догматические системы.
1). Что называется догматической системой?
2). Какие догматические системы наиболее известны у нас?
3). В чём заключается задача догматического юогословия?
6. Догматика и вера. Богословие и наука.
1). Можно ли говорить о постепенном развитии истин христианской веры?
2). Каково отношение богословия к науке?
3). Каково отношение богословия к философии?

О БОГЕ В САМОМ СЕБЕ.

7. Вера в Бога.
1). Что значит в христианском смысле: веровать? Своей ли собственной силой вера действенна?
2). Как определяют Отцы Церкви степень нашего знания о Боге?
3). Какие заблуждения в вопросе о познании Бога появлялись в древне-христианское время?
4). Должно ли отказаться от мысли познания Бога из-за невозможности полного постижения Его?
8. Степень нашего знания о Боге.
1). Говорит ли Слово Божие о возможности познания Бога?
2). Раскрывает ли Слово Божие внутреннюю жизнь в Боге, т.е. само Существо Божие?
3). Почему святоотеческая богословская мысль прибегает часто к отрицательным терминам в указании свойств Божиих?
4). Может ли быть дано полное определение понятия: Бог?
9. О существе и свойствах Божиих.
1). Какие свойства Божий указывает Православный Катехизис?
2). На каких библейских данных основаны и как должно понимать догматические истины - что Бог есть Дух?
3). - что Бог вечен?
4). - что Бог всеблаг?
5). - что Бог всеведущ?
10. Единство и Триипостасность Божии.
1). Истина единства Божия всегда ли была присуща Церкви ветхозаветной?
2). Христианским учением о Св. Троице не нарушается ли догмат единства Божия?
3). В каких местах Священного Писания Ветхого Завета можно видеть прикровенные указания на троичность в Боге?
4). Какие свидетельства о троичности Лиц в Боге представляет Священное Писание Нового Завета?
11. Исповедание Догмата Святой Троицы в Древней Церкви.
1). Откуда видно, что первохристианская Церковь исповедовала истину Святой Троицы?
2). К каким подобиям из жизни природы прибегали Отцы Церкви для уяснения истины троичности Лиц в Боге?
3). Какие терминологические затруднения в догмате о Втором Лице Св. Троицы испытывала древнехристианская Церковь?
4). Какие еретические заблуждения о Лице Иисуса Христа волновали древнехристианскую Церковь?
12. О Личных Свойствах Божественных Лиц.
1). Какие библейские основания лежат в основе догмата о личных свойствах Бога Отца и Сына Божия и Святаго Духа?
2). Какое различие между личными и промыслительными действиями в мире Сына Божия и Духа Святаго?
3). Какую общую важную истину о Сыне и Духе утверждают термины: «рождение» и «исхождение»?
4). На чём основывается именование Второго Лица Святыя Троицы Словом?
13. Еретические заблуждения об исхождение Святаго Духа.
1). Как утвердилось у римско-латинян учение о «Филиокве»?
2). У каких восточных церковных писателей находим наиболее полный разбор римско-латинской ереси об этом догмате?
3). Как отзываются римско-латиняне на православное учение об исхождении Святаго Духа от Отца?
4). В чём находят римские теологи возможность сближения православного учения об «исхождении» с римским?
5). Смешение каких двух догматов допускают римские теологи в учении о «Филиокве»?
14. Об исхождение Святаго Духа.
1). Ниспослание Духа Святаго Сыном говорит ли об исхождении Духа и от Сына?
2). Какое каноническое нарушение совершено римско-латинянами через принятие догмата «Филиокве»?
3). В каком смысле Отцы Церкви Православной употребляют выражение о изведении Духа Отцем «чрез» Сына?
4). Как понимать тексты Священного Писания, на которые ссылаются еретики, умаляющие божественность Сына Божия?
15. Единосущие, Равнобожественность и Равночестность Лиц Пресвятой Троицы.
1). Какие прямые свидетельства даёт Священное Писание о том, - что Иисус Христос есть Бог?
2). - что в Нём полнота Божества?
3). - что Он единосущен Отцу?
4). - что Он равночестен с Отцем?
16. Единосущие и Равночестность Бога Сына с Богом Отцом.
1).Какие прямые свидетельства даёт Священное Писание о том, - что Иисус Христос совечен Отцу?
2). - что Он вездесущ?
3). - что Он Творец мира?
17. Единосущие, Равнобожественность и Равночестность Святаго Духа с Богом Отцем и Сыном Божиим.
1). Какие еретики древности отрицали равнобожественность Духа Святаго с Богом Отцем?
2). На каком соборе определён догмат о Святом Духе?
3). Какие слова Священного Писания ясно указывают, что Дух Святый есть Лице Св. Троицы, а не безличная Сила Божественная?
4). Какие места Священного Писания свидетельствуют о единосущии и равночестности Духа Святаго с Отцем и Сыном?



Материалы по предмету




Прот. Михаил Помазанский. Догматическое Богословие.