Свято-Кирилло-Мефодиевская духовная семинария ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ |
Программа разработана на двухгодичный курс обучения. Читает: Архиепископ ГЕОРГИЙ Кишиневский и Молдавский. Пособия: А. Основные: 1. Помазанскип Михаил, протопресвитер. Православное Догматическое Богословие в сжатом изложении. HoliTrinityMonastery, Jordanville N.Y., 1963. 2. Помазанскип Михаил, протопресвитер. «Вопросник к книге Православное Догматическое богословие в сжатом изложении».HoliTrinityMonastery Jordanville N.Y., 1963. 3. Иером. Тарасип. Перелом в древнерусском богословии». Монреаль, 1979. 4. Малиновский Н., протоиерей. «Очерк Православного Догматического Богословия». Сергиев Посад, 1911. Б. Дополнительные: 1. Глиндский Владимир, протоиерей. «Основы Христианской Православной Веры» (4-е издание). Джорданвилл, Нью-Йорк, 1995. 2. Ляшевич Стефан, протоиерей. «Опыт согласования современных научных данных с Библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований». Переводе сербского. Псково-Печ. Монастырь, 1994. 3. Макарий (Булгаков), митрополит. «Православно-Догматическое Богословие» в 5 томах. СПб., 1850-1853. 4. Малиновский П., протоиерей. «Православное Догматическое Богословие». ТТ. 1,2. Сергиев Посад, 1910. 5. Сильвестр, епископ. Опыт Православного Догматического Богословия» в 5 томах. Киев, 1892. 6. Троицкий Владимир (епископ Илларион). "Очерки из истории догмата о Церкви". Сергиев Посад, 1913. 7. Филарет, архиепископ Черниговский. «Православное Догматическое Богословие». Чернигов, 1864. 8. Флоровскип Г.В., протоиерей. Пути русского богословия. Киев, 1911. Цель курса: Ознакомить студентов с догматами и канонами Православной Церкви |
Экзаменационные вопросы |
ВВЕДЕНИЕ. 1. Забота Церкви о чистоте христианского учения; догматы. 2). Откуда ведёт начало термин «Православие»? (2 Тим. 2, 15). 3). Как давно термин Православие применяется в Церкви? 4). Откуда идёт термин «иноверие»? 5). Под каким влиянием создавались ереси? 6). Что называем догматами? 2). Сколько книг Священного Писания Ветхого Завета признаёт Православная Церковь каноническими и как относится к книгам неканоническим? 3). Что называем Священным Преданием? Какие причины устного хранения древней Церковью апостольского Предания указывают Отцы Церкви? 4). В каких письменных памятниках Церкви можно найти первоначальное устное Священное Предание? 2). Как происходила работа, касающаяся догматов, на Вселенских соборах? 3). Какое из соборных изложений веры признано Церковью первостепенным? 4). В правилах какого Вселенского собора указаны обязательные для всей Церкви вероопределения ряда Поместных соборов и изложения веры некоторых свв. Отцев? 2). В какой степени творения свв. Отцев и учителей Церкви признаются руководством в вопросах веры? 3). Какие изложения веры называем православными «символическими книгами»? 2). Какие догматические системы наиболее известны у нас? 3). В чём заключается задача догматического юогословия? 2). Каково отношение богословия к науке? 3). Каково отношение богословия к философии? 7. Вера в Бога. 2). Как определяют Отцы Церкви степень нашего знания о Боге? 3). Какие заблуждения в вопросе о познании Бога появлялись в древне-христианское время? 4). Должно ли отказаться от мысли познания Бога из-за невозможности полного постижения Его? 2). Раскрывает ли Слово Божие внутреннюю жизнь в Боге, т.е. само Существо Божие? 3). Почему святоотеческая богословская мысль прибегает часто к отрицательным терминам в указании свойств Божиих? 4). Может ли быть дано полное определение понятия: Бог? 2). На каких библейских данных основаны и как должно понимать догматические истины - что Бог есть Дух? 3). - что Бог вечен? 4). - что Бог всеблаг? 5). - что Бог всеведущ? 2). Христианским учением о Св. Троице не нарушается ли догмат единства Божия? 3). В каких местах Священного Писания Ветхого Завета можно видеть прикровенные указания на троичность в Боге? 4). Какие свидетельства о троичности Лиц в Боге представляет Священное Писание Нового Завета? 2). К каким подобиям из жизни природы прибегали Отцы Церкви для уяснения истины троичности Лиц в Боге? 3). Какие терминологические затруднения в догмате о Втором Лице Св. Троицы испытывала древнехристианская Церковь? 4). Какие еретические заблуждения о Лице Иисуса Христа волновали древнехристианскую Церковь? 2). Какое различие между личными и промыслительными действиями в мире Сына Божия и Духа Святаго? 3). Какую общую важную истину о Сыне и Духе утверждают термины: «рождение» и «исхождение»? 4). На чём основывается именование Второго Лица Святыя Троицы Словом? 2). У каких восточных церковных писателей находим наиболее полный разбор римско-латинской ереси об этом догмате? 3). Как отзываются римско-латиняне на православное учение об исхождении Святаго Духа от Отца? 4). В чём находят римские теологи возможность сближения православного учения об «исхождении» с римским? 5). Смешение каких двух догматов допускают римские теологи в учении о «Филиокве»? 2). Какое каноническое нарушение совершено римско-латинянами через принятие догмата «Филиокве»? 3). В каком смысле Отцы Церкви Православной употребляют выражение о изведении Духа Отцем «чрез» Сына? 4). Как понимать тексты Священного Писания, на которые ссылаются еретики, умаляющие божественность Сына Божия? 2). - что в Нём полнота Божества? 3). - что Он единосущен Отцу? 4). - что Он равночестен с Отцем? 2). - что Он вездесущ? 3). - что Он Творец мира? 2). На каком соборе определён догмат о Святом Духе? 3). Какие слова Священного Писания ясно указывают, что Дух Святый есть Лице Св. Троицы, а не безличная Сила Божественная? 4). Какие места Священного Писания свидетельствуют о единосущии и равночестности Духа Святаго с Отцем и Сыном? |
Материалы по предмету |
Прот. Михаил Помазанский. Догматическое Богословие. |