О единстве человеческого рода

Одной из чрезвычайно важных основных истин откровенной религии, относящихся к учению о человеке, является истина о единстве человеческого рода и связанных с ним вопросов о первобытном состоянии человека и его падении. Так как наши задачи не догматические, а апологетические, то мы не будем подробно и полно излагать догматическое учение этой богооткровенной истины.

Истина единства человеческого рода принадлежит к основным истинам христианского мировоззрения. На ней утверждаются догматы о падении всего человеческого рода в Адаме и об искуплении всего мира через ХРИСТА. Все человечество, в свете этой истины, представляет собой одну семью, а эта семья является одним целостным организмом (см. учение Макария Великого о «соборном человеке»), имеющим один общий корень в Адаме и один венец в своем общем искупителе – ХРИСТЕ. Без этой истины были бы непонятны ни учение о всеобщей наследственности первородного греха, ни учение о необходимости искупления для всего человеческого рода, ни учение о всеобщем значении искупительных жертв Христа для всего человечества. Эта истина определяет и сущность нравственного принципа, лежащего в понятиях о достоинстве личности каждого человека. Ни в одной из естественных религий мы не находим ясного и полного выражения этой истины, отчего ни в одной из систем языческой морали нет всеобъемлющей широты и глубины понятия человеческой личности, созданной по образу и подобию Божиему. Только христианское учение о нравственности расширило нравственный кругозор человечества до общечеловеческого масштаба. Только христианство может быть истинным непоколебимым фундаментом для подлинной гуманности в высшем и лучшем значении этого слова. Из этой христианской гуманности выросли и стремление к миссионерской деятельности просвещения диких народов (наших меньших братьев), и стремление к освобождению порабощенных и угнетенных народов и племен, и стремление к установлению международного мира и другие великодушные социальные стремления.

«Все за одного и один за всех виноваты» – вот социальная истина христианства. Грубейшим извращением христианской общественной нравственности является учение так называемого социализма (и коммунизма), не понимающего ни универсального мистического корня зла, ни необходимости спасения человечества Христом, ни благодатности этого спасения.

Вопрос о том, состоит ли человеческий род из одного или нескольких видов, является до сих пор спорным в области естественных наук.

С учением о единстве человеческого рода связывается вопрос, возможно ли происхождение всего человечества от одной первоначальной четы или нет? Никаких научных данных, заставляющих нас сомневаться в истинности библейского учения о происхождении всего человечества от Адама и Евы, нет. Или «не знаю и не могу знать», или «верю Библии».

Содержание